Найти тему

Как найти подход к трудному подростку

Оглавление

Какие они – трудные подростки? Это те, кто не поддаются воспитанию, «педагогически запущенные», выбиваются из общих норм поведения, утверждают свой авторитет с помощью физической силы, становятся правонарушителями и т. д.

Прежде чем начать перевоспитывать «трудного» подростка, нужно сначала выяснить причину такого поведения. Вот что интересно – первые признаки того, что с ребенком что-то не то, могут появиться уже в период с пяти до восьми лет. Ну, а в подростковом возрасте все это начинает цвести пышным цветом.

Причины плохого поведения

-2

Первая и самая основная причина – это семья. Ребенок копирует поведение, которое принято в семье. Авторитарные семьи, социально неблагополучные семьи, семьи, которые находятся за чертой бедности – весь негатив, который происходит в них, ребенок несет в общество. Авторитаризм, например, или физические наказания порождают агрессию.

Вторая причина – психическое состояние. Есть заболевание, которое служит причиной агрессивного поведения. Оно может быть как врожденным, так и полученным в результате травмы, например.

По этому пункту сразу можно сказать – товарищи родители, если вы видите, что с ребенком что-то не то, пожалуйста, обратитесь к специалисту. Все психические заболевания (или нервные расстройства) могут купироваться и корректироваться. Главное, вовремя их заметить и обратиться за профессиональной помощью.

Третья – социальное окружение. Это друзья, сверстники, та самая «плохая компания», неблагополучный район. У подростков на первый план выходит общение, а не родители. Друзья для него становятся важнее, а родители теряют авторитет, как «устаревшие». И если есть дурной пример перед глазами, а родители заняты чем угодно, только не ребенком, конечно, подросток будет следовать за своей компанией. Где ему хорошо, и никто не «капает на мозги».

Четвертая – ребенок-сирота. Это отдельная категория детей, которых взяли из детского дома или приюта. И причина плохого поведения здесь кроется в том, что эти дети не знают, что можно вести себя по-другому. Отсутствие родительской опеки, любви и привязанности приводят к тому, что идет нарушение эмоциональных функций. Эмоции у такого ребенка достаточно просты – бей, беги, замри. Более широкому спектру его просто-напросто надо учить.

Пятая причина – школа. Нагрузки, травля, конфликт с учителем, низкая успеваемость и т. д. Из-за своей загруженности учителям некогда обращать внимание на трудных подростков. Им проще отвергнуть этого ребенка, исключить его из школьной жизни для того, чтобы он не «мешал» остальным. В то время как с этим ребенком наоборот надо работать, вовлекать его в школьную жизнь, в жизнь класса, чтобы помочь ему.

Да, таким детям нужна помощь, и даже больше, чем остальным. Учителя, к сожалению, не всегда знают, как работать со сложными детьми. Это действительно очень непросто именно в эмоциональном плане, пойти на диалог с «трудным» подростком, когда проще накричать (как и родителям дома!), выгнать из класса или поставить два. И это очень печальная ситуация, поскольку трудные дети есть в каждом классе. Сейчас очень важно уметь работать с такими детьми, оказывать им психологическую помощь. Наш курс профессиональной переподготовки дает необходимые знания и умения - https://ncrdo.ru/do/pp-detskiy-psiholog/?sphrase_id=19042

Каждая из этих причин – отдельная тема для беседы. Сегодня мы с вами поговорим о том, как родителям стоит себя вести в тех или иных ситуациях со своим «трудным» подростком.

Заставить можно, но нужно ли?

-3

Подростки – уже не дети, но еще и не взрослые. Мы можем применить к ним такой инструмент родительского воспитания – запретить, заставить, прогнуть под себя. В каких случаях мы можем так сделать? В тех случаях, когда сложившаяся ситуация угрожает здоровью или жизни подростка. Допустим, подросток попал под дурное влияние, подсел на наркотики или алкоголь, попал в секту. Тогда да, включаем железного родителя. Тотальный контроль, запреты, можно даже увезти в другой город или в поселок (деревню). Во всех остальных случаях хорошенько подумайте, прежде чем применять запреты. Потому что велика вероятность того, что вы испортите отношения с вашим чадом на долгие годы вперед, или подросток сорвется во все тяжкие.

Договор о трех «не будем»

-4

Ну, или о «пяти можно» и «семи нельзя». Письменный договор, составленный между родителями и детьми, повешенный на стенку в комнате или на кухне, может сберечь родительские нервы. Неплохо таким образом напомнить подростку, что у него кроме прав, есть еще и обязанности.

Главное, обсудить вместе все пункты договора и включить туда все волнующие вопросы, которые касаются родителя и ребенка. Например, порядок в общих комнатах. То, что происходит в комнате у подростка, оставьте ему на «откуп». Главное, чтобы общая территория была в полном порядке. Или пункт о том, что ребенок может не ответить на звонок, но должен обязательно ответить на родительское СМС-сообщение.

Учитесь уважать чужие границы, заодно научите этому подростка.

Проверяем на самостоятельность

-5

Подросток рычит и огрызается – отстань, я уже большой, я сам, надоела! Сам так сам, отстаньте. Но при этом держите ненавязчивый контроль.

Ушел в понедельник и вторник в грязной рубашке, а в среду догадался надеть чистую? Ура, где-то сработало. Всю неделю опаздывает в школу, потому что ложится спать поздно? Значит, здесь отпускать еще рано.

Родитель примерно говорит так – если ты считаешь себя взрослым, ок! Такие-то и такие-то вещи ты делаешь самостоятельно. При этом хорошенько обдумайте, что вы готовы отпустить в самостоятельное «плавание».

Разговоры «за жизнь»

-6

Обязательно обсуждайте планы на будущую жизнь со своим ребенком. Нет, не рано. Он же считает себя большим и самостоятельным? Чего он хочет? Кем будет работать? Обязательно обозначьте свою позицию. Например, «мы тебя всегда поддержим, пробуй, ищи свое» или «если ты живешь с нами, вноси свой вклад в семейный бюджет».

У каждой семьи свой вариант развития события, но не пытайтесь решить за подростка. Только вместе и только диалог. Уберите поучающий тон, искренне интересуйтесь его желаниями.

Не выпускайте своих нервных тигров

-7

Из своих нервных клеток. Помните, что рано или поздно этот период закончится. Осталось еще как-то его пережить, где-то взять сил и терпения. Не идите в очередной раз на конфликт. Выключитесь, представьте, что вы – чайник. Того и гляди, засвистит? Выключаемся. Снимаемся с огня.

Тот вопрос, по поводу которого вы конфликтовали с ребенком – от него зависит чья-то жизнь? Нет? Значит, можно отпустить ситуацию. Выдохните. Пожмите плечами и идите заниматься другими делами. Дайте подростку поступить неправильно. Ну и что? Зато, в следующий раз, он может сделать то, что было нужно, даже без просьбы.

Разговариваем с ребенком

-8

Помните, что вы – семья, ребенок должен делиться чем-то наболевшим или накипевшим не только с друзьями, но и с вами. Слушаем, вставляем реплики, обсуждаем. Даже если мы внутренне кипим, подростку этого не показываем.

Просто доброжелательная болтовня, обсуждение какой-то интересной темы (не обязательно это про школу, мы же сказали «интересная тема»!). Разговор – это не только «поешь, иди, учи уроки», «сколько можно сидеть в телефоне». В ходе разговора можно ненавязчиво обсудить какие-то волнующие вас темы, опять же, без оценки, ужасающей критики и прочих атрибутов родительского возмущения. Что-то вроде – а вот мы такими не были! Не надо так.

Ну и последнее – будьте на стороне подростка

-9

Даже если он не прав. Как бы парадоксально это не звучало. В школе, в КДН, в детской комнате милиции, в кабинете участкового – вы на стороне ребенка. Он в такой ситуации, как лилипут в стране великанов. И ему нужен хотя бы один лояльный великан, который будет на его стороне. Ему страшно и стыдно. Может быть, он этого не показывает, но это так и есть. Дома, в спокойной обстановке, вы уже поговорите с ребенком так, как считаете нужным.

Но берегите при этом своих нервных тигров.

#дополнительноеобразование #повышениеквалификации #трудныйподросток #профпереподготовка #психология #обучениеонлайн #дистанционноеобучение #курсыповышенияквалификации #курсыдляпсихологов #психолог