Найти тему

Надо ли хорошо учиться, если ты инвалид?

Я всегда любила и умела учиться. Школу закончила с медалью, первый вуз - с красным дипломом. Истории про двоечников, ставших миллионерами, слышала. Но среди своих знакомых ничего подобного не встречала. Напротив, кто привык трудиться с детства, тот и потом добивается чего-то.

В общем, моё мнение: учение - свет. Потому я стараюсь прививать своим детям любовь к труду и уважение к учебе.

Детсадовцы творят. Фото моё
Детсадовцы творят. Фото моё

Младший посещает детский сад. Пока точно не знаю, насколько он способен штурмовать академические высоты. Вроде, сообразительный. Старший сын, имеющий инвалидность, учится хорошо. Увы и ах, это не данность, а тяжёлая работа.

Могу смело говорить о том, что он учится с 4 лет, потому что именно в этом возрасте мы начали регулярно посещать занятия. Изначально логопеда-дефектолога. Но это была прямо учёба с домашними заданиями, а не развлечение. То, что в норме дети усваивают сами или с малой помощью, сыну давалось с трудом. Каждое явление в мире приходилось не просто показывать, но и объяснять на пальцах.

Вспоминая тот период, невольно соглашаюсь с теорией о новых и старых душах. Мой сын, точно, та самая новая душа: абсолютно всё приходилось растолковать, продемонстрировать, как пользоваться и т.д. и т.п. Просто понаблюдать, как делают другие, и повторить - не сынов вариант.

Фото тех "логопедических" времен.
Фото тех "логопедических" времен.

"Добрые" доктора периодически предсказывали мне будущее: и понимать вас толком не будет, и не расскажет. Ошиблись. Терпение и труд сделали всё, что от них зависело. Сын пошёл в 1 класс ровно с тем набором знаний и представлений об окружающем мире, какой должен быть.

Если вспомнить моё детство, то со мной никто не занимался и уроки делать не помогал. С одной стороны, это неплохо. Стала самостоятельной очень рано. С другой стороны, мне не хватало внимания и вовлеченности родителей. Если бы по физике, химии и математике - наиболее сложным для меня предметам - помогали, профессию бы могла выбрать другую. Но это так, детские обиды.

Своему сыну я помогала и помогаю. Подскажу, исправлю, помогу дочитать. Стою на том, что должен справляться сам, но не бросаю наедине со сложностями. Не военное время у нас сейчас, чтобы дети росли сами по себе. Я всегда вижу, когда он действительно не понял, а когда ленится и не хочет вникать. Меня провести сложно.

Уже ёлочки везде наряжены. Фото моё.
Уже ёлочки везде наряжены. Фото моё.

Как-то мне сказала одна женщина: "Зачем вашему инвалиду учиться? Ему государство и так даст денег на хлеб. А здоровым детям и на себя придётся зарабатывать, и на таких, как ваш". Я с ней не согласна в корне. Нельзя делить детей на сорта, жизнь долгая, всё может поменяться. Не только у инвалида улучшения/ухудшения могут быть, но и у изначально здоровых.

Ещё важный момент: пока человек соображает, то есть не находится в вегетативном состоянии, он должен стремиться приносить пользу себе и обществу. От большой радости никто не согласится жить на одну пенсию, сумма не та. Так что моему сыну с инвалидностью учиться надо не хуже здоровых детей. А порой даже лучше.