Найти тему

Новогоднее оформление вместе с детьми. Украшаем елочку (декоративное рисование)

Работы детей  3-6 лет детского сада "Надежда" (г. Асеновград, Республика Болгария)
Работы детей 3-6 лет детского сада "Надежда" (г. Асеновград, Республика Болгария)

Накануне праздников сама собой возникает тема дизайна, оформительского, декоративного творчества. И нужно признать, как обучение изобразительному искусству, так и развитие детского творчества из этого процесса выпадает. Оформление или куплено в супермаркете, или создано руками воспитателей, родителей, а участие ребенка ограничивается пассивным наблюдением действий взрослых или выполнением поручений — повесь это там, положи то сюда.

Если мы хотим воспитать творческую личность, то ребенку нужно помогать реализовывать себя в созидательной деятельности, которая преобразует, украшает окружающую его среду — группу, детский сад, его комнату дома. В сотворчестве со взрослыми даже малышам доступно многое.

Приведу в качестве примера оформление фойе детского сада "Надежда", в которое включены и работы воспитанников. Такие масштабные проекты случаются не каждый год, да и организовать нечто подобное в условиях, в которых мы существуем уже 2 года, просто невозможно.

Работы детей 3-6 лет в оформлении фойе детского сада
Работы детей 3-6 лет в оформлении фойе детского сада

Выставка-инсталляция детских работ, включенная в общее новогодне-рождественское оформление фойе, была частью проекта «Поздравляем с Рождеством!», принявшего участие в фестивале дизайна и архитектуры «Каравай для всех» в первой номинации «Думаем о детях» в разделе «Архитектурное пространство детского сада» и получившего приз зрительских симпатий.

Декоративное творчество детей младшей группы. Дети украшали готовые круги (диаметр 11-12 см), вырезанные из цветного картона, гуашью.
Декоративное творчество детей младшей группы. Дети украшали готовые круги (диаметр 11-12 см), вырезанные из цветного картона, гуашью.

Частью оформления стали декоративные рисунки — малыши 3-4 лет украшали елочные шары, применяя приемы кистевой росписи. А воспитанники старшей группы — елочки, используя наряду с кистью различные штампы. Традиционно для декоративного рисования используется плотная цветная бумага или цветной картон и гуашевые краски.

Рисунки детей средней группы. Когда краска высохнет можно приклеить петельку из металлизированной бумаги, и тогда шарики можно повесить на настоящую елку или прикрепить к картонному силуэту.
Рисунки детей средней группы. Когда краска высохнет можно приклеить петельку из металлизированной бумаги, и тогда шарики можно повесить на настоящую елку или прикрепить к картонному силуэту.

Декоративные работы интересны для обучения рисованию тем, что, во-первых формируют технические навыки работы кистью — рисование прямых линий, длинных и коротких, волнистых линий, точек, капелек (прием примакивания). Во-вторых, развиваются композиционные умения — ритмические повторы или чередование элементов, симметрия или асимметрия. Именно эти особенности — ритмичность, симметрия позволяют свободно применять в декоративном рисовании различные штампы, получая одинаковые отпечатки. И, в-третьих, свободное декорирование, «украшение по собственному замыслу» является прекрасным диагностическим инструментом — показывает: как усвоены навыки работы с материалом и инструментами, технические навыки рисования или композиционные и пр.

Елочки, украшенные детьми старшей группы. Декоративные рисунки выполнены гуашью на цветном картоне (высота силуэта ели - 35 см) кистью и штампами.
Елочки, украшенные детьми старшей группы. Декоративные рисунки выполнены гуашью на цветном картоне (высота силуэта ели - 35 см) кистью и штампами.

Немного о штампах. Мне представляются весьма сомнительными и абсолютно устаревшими рекомендации использовать в качестве штампов продукты — картофель, морковь и т.д. Ну, да в начале XX века в качестве штампов использовали хлебный мякиш, в 1950-1960-е — овощи. Но в наше время при наличии огромного количества разнообразного упаковочного мусора, это просто абсурдно. В ролике приведенном ниже показаны штампы из различных упаковочных материалов: наполнитель (часть упаковки) чехла для руля автомобиля, упаковки бытовой техники ( из них можно сделать штампы практически любой формы, в ролике - прямоугольник), трубочки от витаминов. Все это пенно-пластмассовое разнообразие имеет еще один плюс: такие штампы можно вымыть и использовать снова.

Краску, однако, нужно наносить на штампы различным образом: трубочки, как и ватные палочки, можно просто окунуть в краску, но для более широких или с рельефной поверхностью — лучше использовать кисть.

И в заключении пара слов об оборудовании. Для изобразительной деятельности подготовка рабочего места имеет не последнее место. В работе с гуашью, в принципе, очень важен инструмент, о котором часто забывают — кусочек ткани, хорошо впитывающий влагу. Алгоритм следующий — моем кисть, промокаем о тряпочку, берем краску. Ткань пригодится и для того, чтобы вытереть штамп. Штампы, как и ватные палочки, не моют в воде во время работы. Если штамп имеет достаточно большую поверхность непосредственно на нем можно смешивать краски. На этом остановлюсь.

Успехов и вдохновения! До встречи на канале.