Немецкая диаспора Поволжья, относящаяся к числу наиболее ранних по времени формирования групп российских немцев во внутренних регионах страны, сложилась после издания в 1762-1763 годах императрицей Екатериной II так называемых колонизационных манифестов, приглашавших иностранцев селиться в России. В 1918 году часть территории Саратовской губернии была включена в состав новообразованной автономной области немцев Поволжья. В 1928 году губерния была расформирована, а её территория вошла в состав Нижне-Волжской области, вскоре преобразованной в Нижне-Волжский край. Сотни, тысячи жизней унесли репрессии, губили, ломали судьбы. Одна из таких семей - семья Рау.
1941 год. Саратовская губерния. Обычный жилой поселок. В семье Рау подрастают Александр, Анна, Давид, Артур, Эмма, а недавно родился Лейо. Андрей Фридрикович, глава семьи, создаёт самостоятельно материалы для строительства. Кирпичи сливаются из подручных средств и крепких камней. Все заготовки готовы, старшие дети помогают отцу в постройке нового просторного и крепкого дома.
28 августа 1941 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о выселении немцев, проживающих в районах Поволжья. Немцам было дано всего два часа, чтобы собрать все необходимые документы и покинуть территорию. Самая старшая сестра - Эмма помогала собирать маленького брата. С документами в узлах, их усадили в телегу и повезли в Сибирь. Была поздняя осень, холод, страх и полное неведенье дальнейшей судьбы.
Ехали в холод на телегах имея при себе малость запасов. Семья попала в село Большая Мурта Красноярского края. Чтобы не погибнуть от холода, Андрей Фридрикович выкопал землянку. Обогревались кострами, ели корешки и остатки запасов. Весной, когда снег спал, ели мерзлую прошлогоднюю картошку, которая оставалась на поле. Если бы не лес, не выжили.
Андрей Фридрикович работал в кузнеце и через некоторое время соорудил небольшой дом на месте землянки, в котором по сей день живут его потомки. Жена Катерина была домохозяйкой, всегда содержала дом в чистоте и порядке.
Дети пошли в школу. Отношения с одноклассниками не ладились, детей из немецких семей дразнили, обзывали, били, даже учителя относились с недоверием и подозрением. Лейо окончил только четыре класса и пошёл работать. Милиция часто наведывалась в дом Рау. За ними тщательно присматривали и даже пытались подговорить дочку Анну, чтобы она докладывала о том, что происходит в доме, какие разговоры ведутся. Но Анна лишь качала головой.
После войны стало проще. Для Лейо наступило время службы, его отправили на Камчатку. В последствие он с огромным трепетом вспоминал годы службы.
После армии устроился работать водителем. По работе часто ездил по деревням района. В селе Еловка познакомился Надеждой Поповой. Они сразу полюбили друг друга, но к Наде уже сватался местный чуваш. Лейо не отчаивался и просил у матери девушки благословения, дал клятву, что никогда не обидит и полностью обеспечит её дочь. Но та была категорически против этого союза, она не представляла, как её дочь может выйти за немца, который еще и старше её на девять лет. Но любовь оказалась сильнее всех преград, и Надежда вопреки воле матери и сестры выходит замуж за Лейо. Чтобы было понятнее, отчего так, надо сказать, что еще долгое время к немцам сохранялось настороженное отношение.
От непослушной дочери отвернулась вся семья. Было тяжело, но Лейо выполнил своё обещание. Он брался за любую работу. Начал строить дом, родилась дочь Татьяна. Тёща поняла, что Лейо сдержал клятву, и простила дочь.
После Татьяны рождается сын Алексей. Лейо закончил строительство дома, продолжая работать водителем. Его родители переехали в другой дом, братья и сестры создали семьи, построили свои дома, родили детей.
У семьи Рау никогда не было богатств, но с ними всегда была любовь. Вместе они прожили более пятидесяти лет в заботе и уважении друг к другу. Жизнь жестоко с ними обошлась, но нет смысла спустя годы искать виноватых. Только Лейо вспоминал своё детство и годы юности с болью в глазах и не любил говорить об этом. Но его жизнь изменили любовь, стремление к лучшему, дети. По крайней мере, он дождался казенной бумажки с заветным: "реабилитирован за недоказанностью обвинения"...
Люди, прошедшие через горнило репрессий, не потеряли ничего человеческого, не озлобились, не мстили, а просто продолжали жить, любить, растили детей, любили свою Родину, трудились на её благо.