В столице Италии стоит и сегодня знаменитый “Обелиск Муссолини”, выполненный из известного на весь мир каррарского мрамора.
Как ясно из названия, монумент был установлен в честь итальянского диктатора в 1932 году.
Высота непосредственно монолитной части сооружения без учёта основания - 17,5 м, а её вес… А её вес требует, чтобы мы рассмотрели этот вопрос поподробнее.
Российская Википедия говорит нам, что “Его (обелиска) вес составляет 300 т, высота - 17,4 м”.
При этом не поясняя, с учётом постамента или нет.
А что же Википедия итальянская? А там вообще нет статьи про Обелиск Муссолини! Почему? Да кто б знал…
Правда, там есть статья про архитектурно-спортивный комплекс, к которому принадлежит интересующий нас объект, где он упомянут, и где говорится, что высота 17,5 м - это, всё-таки, без учёта постамента.
В общем, перелопатив массу источников, я пришёл к выводу, что непосредственно монолит сразу после его добычи в каррарских каменоломнях имел размеры 2,35 х 2,35 х 19 м, что хорошо соотносится с его итоговой высотой с учётом видимых пропорций. А также и с тем, что лишних полтора метра он как раз мог утратить вследствие чистовой обработки уже на месте.
Теперь, зная плотность каррарского мрамора (2700 кг/м³), мы знаем и вес нашего монолита:
2,35 х 2,35 х 19 м х 2700 кг/м³ = 283304 кг или 283 тонны, что, в общем, вполне подтверждается данными самих итальянцев, но об этом чуть позже.
Здесь не будет лишним заметить, что даже такая, казалось бы, доступная цифра, как вес заготовки для обелиска Муссолини, вовсю гуляет даже у дипломированных учёных.
Например, известнейший французский археолог Жан-Пьер Адам (Jean-Pierre Adam) в своей статье про перемещение в древности трилитонов Баальбека, чтобы хоть как-то оправдать свои фантазии, приводит пример с относительно недавними и хорошо задокументированными событиями: транспортировкой Гром-Камня в России и с интересующим нас Обелиском Муссолини.
Вот какие параметры итальянского монолита он указывает в своей статье:
основание 2,5 на 2,5 м, длина 32 м, масса - 560 тонн.
Вот спрашивается, откуда он это взял? Я готов допустить, что стороны основания он решил округлить с 2,35 до 2,5 м. Но как можно было “накинуть” лишних аж 13 м длины?
Ну хорошо, предположим, у него откуда-то были неточные данные. Но он же должен был знать плотность каррарского мрамора и понимать, что при указанных им размерах вес монолита составит (2,5м х 2,5м х 32м х 1700 кг/м³ = 340000 кг) - 340 тонн? Так какого лешего он пишет 560?
И это знаменитый, без преувеличения, археолог, специализирующийся на древней архитектуре, автор множества научных трудов, так сказать, “светило”...
Я уже не говорю о том, как другой такой же горе-специалист, хоть и рангом пониже, Заслуженный архитектор Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Максим Борисович Атаянц, рассуждая о тех же Баальбекских трилитонах на очередном сборище воинствующей инквизиторской секты “Учёные против мифов”, не моргнув глазом, заявил, что вес нашего обелиска (только не падайте) - 1000 (тысяча) тонн!!! Каково?
Отсюда вывод: утверждения учёных, касающиеся каких-либо исторических вопросов или фактов, принимать на веру нельзя НИКОГДА.
Впрочем, как говорится, бог им всем судья…
Итак, в Апуанских Альпах, в одном из горных карьеров мы имеем мраморный монолит весом около 280 тонн, и нам теперь необходимо доставить его в Рим.
Вернее не нам, а итальянским подданным Бенито Муссолини.
А Дуче шутить не любит, он как египетский фараон, два раза повторять не будет… И его подданные, к их чести, блестяще с задачей справились.
Вы спросите: а причём здесь египетский фараон? А при том, что в Египте мы имеем дело с множеством точно таких же обелисков, только не мраморных, а гранитных, доставленных из Асуанских каменоломен за сотни километров к тем местам, где они стоят и поныне. И не только они, а ещё и гигантские статуи, такие как, к примеру, Колоссы Мемнона в количестве двух штук по 700 тонн каждая, плюс постаменты для обеих по 500 тонн…
И наши доблестные историки и прочие сторонники официальной версии древнеегипетского зодчества при помощи тысяч рабов и палок с верёвками, просто обожают прямо в лицо своим оппонентам (которые в палки с верёвками не верят, ибо являются людьми здравомыслящими), тыкать кадрами кинохроники, демонстрирующей транспортировку Обелиска Муссолини.
При этом язвительно восклицая:
“Вот, посмотрите, всё специально для вас уже даже на плёнку засняли! Эти, значит, МОГЛИ, а египтяне почему-то НЕ МОГЛИ?! Вот же: без всякой техники волоком монолит прут, древние технологии в действии!”
Действительно, на итальянской кинохронике 1929-го года запечатлён процесс транспортировки заготовки для обелиска волоком при помощи быков.
И этими кинокадрами апологеты официальной египтологии размахивают перед носом своих оппонентов, как козырной картой, искренне полагая, что её нечем крыть…
Однако же мы это сделаем прямо сейчас легко и непринуждённо, ибо на нашей стороне куда более сильные козыри - логика и здравый смысл.
Как мы это сделаем? Да очень просто: рассмотрим весь процесс транспортировки и установки Обелиска Муссолини чуть более подробно, вооружившись теми самыми кадрами хроники, среди которых действительно много козырей, да только козыри эти совсем не в пользу “борцов с лженаукой”...
Ссылки на кинохронику я оставлю в конце статьи.
Итак, в горном карьере, при помощи тросовой пилы на паровой тяге, наш монолит был отделён от породы.
После чего “пациент” был одет в предохранительную деревянную рубашку из толстого бруса, на что ушло 50 т дерева и 14 т металла в виде 3500 стальных болтов и прочей мелочи для соединения деревянных деталей.
Затем монолит аккуратно спустили на равнину с высоты 800 м. Ввиду большой крутизны горного склона блок фактически спускался сам, но чтобы он не катился беспорядочно, его просто придерживали системой тросов, блоков и лебёдок, постепенно отпуская.
Далее, обелиск был доставлен по узким извилистым улочкам городка Каррара в местный морской порт.
Для этого использовались 36 пар волов, которые (надо заметить, с огромным трудом) тянули наш монолит при помощи стального троса, перекинутого через блок (разумеется, тоже стальной), что снижало необходимое усилие в два раза.
Именно этот эпизод так полюбился сторонникам “метода палок и верёвок”, именно его они всегда приводят в пример. Правда, упомянуть про стальной трос и стальной же блок они почему-то всегда забывают…
Кстати, а почему это итальянцы в ХХ веке решили пройти этот отрезок пути столь архаичным способом?
Да просто, потому что так было быстрее и проще. Именно здесь имелось твёрдое и ровное покрытие городских улиц, а с учётом того, что, хоть горный склон и был уже позади, значительный уклон всё равно сохранялся, путь к морю - это всегда не подъём, а спуск.
Правда, теперь уже блок сам не ехал, его надо было “слегка” подтолкнуть. И 72-х волов, запряжённых попарно, вполне хватило для того, чтобы просто нарушить баланс между силой трения и силой тяжести в пользу второй.
Вот и весь фокус…
Естествено, на всём протяжении пути (11 км) под монолит подкладывались брёвна, которые обильно смазывались мыльным раствором.
По прибытии в порт обелиск был “раздет”, то есть, с него сняли предохраняющую деревянную конструкцию, и обработан почти до финальной кондиции, изрядно потеряв в весе.
Теперь предстояла транспортировка водным путём. Интересно, а как подобное проделывали древние египтяне?
Нам говорят, что добытый в Асуанских каменоломнях гранит, в том числе и обелиски весом от 100 до 300 тонн и более, сплавлялись по Нилу. Делалось ли это на плотах из акации, связанных тростниковыми верёвками, или на папирусных лодках в стиле Тура Хейердала? Тайна сия велика есть... Ибо, учитывая полное отсутствие в Египте нормального леса, уровень кораблестроения в эпоху фараонов вызывает большие вопросы. Не говоря уже о методах погрузки и выгрузки изделий, подобных нами здесь рассматриваемому.
Итальянцы же в ХХ веке этот фокус проделали следующим образом.
23 июня 1929 г., при большом стечении местных жителей, туристов, журналистов и официальных лиц, его затолкали с берега на специально построенную для этого баржу под названием “Апуано”.
Как это было сделано, я не знаю, но предполагаю, что были использованы гидравлические домкраты, которыми заготовку разворачивали ещё в каменоломнях, чтобы она смотрела торцом по ходу будущего спуска.
До этого момента на всё действо было потрачено 2 месяца и 7 тонн мыла.
Покинув, наконец, Каррару, баржу с блоком отбуксировали морем до Фьюмичино (там сегодня расположен один из римских аэропортов). Это около 300 км.
После чего вошли в устье реки Тибр и направились уже непосредственно в Рим. Отметим, что поскольку идти надо было против течения, к барже подцепили аж семь паровых буксиров, которые, пыхтя и надрываясь, доставили, наконец, наш груз в итальянскую столицу.
Здесь “Апуано” упёрли носом в пологий берег, открыли специально предусмотренную конструкцией носовую аппарель баржи (на манер десантного корабля) и мощными лебёдками (по некоторым данным с помощью трактора) вытянули монолит на заранее подготовленные, если можно так выразиться, стальные “роликовые лыжи”.
На этих лыжах и на “лебёдочном ходу” обелиск, уже заключённый в стальную ферму, и доехал по улицам Рима до места предстоящей установки.
Здесь уже был готов отлитый из бетона огромный фундамент, на котором высилась железобетонная конструкция, напоминающая стартовый комплекс космодрома “Байконур”, а также заранее доставленный пьедестал в виде куба с длиной ребра 3 метра.
После того, как постамент посредством лебёдок занял своё место, приступили к установке непосредственно обелиска.
Его толкали со скоростью 2,5 сантиметра в минуту мощными гидравлическими домкратами, последовательно переставляя их на следующую ступень циклопической зубчатой конструкции.
Домкраты работали на воде, которую нагнетали паровые насосы, создавая давление в 400 атмосфер.
Дойдя до верхней точки и приняв при этом вертикальное положение, Обелиск Муссолини был плавно опущен на своё законное место, где мы можем наблюдать его и сегодня, если, конечно, нас когда-нибудь угораздит приземлиться в аэропорту “Фьюмичино”...
Вот, собственно, и всё, миссия выполнена!
И теперь впору задуматься, мог ли подобный проект быть реализован с техническими возможностями египетской цивилизации эпохи фараонов, которая не знала не то что железа, а даже колеса? То есть, “методом палок и верёвок”?
На этот вопрос пусть читатель ответит сам…
Ссылки:
Двадцатиминутный фильм обо всём процессе в целом.
Короткий, но очень интересный ролик в отличном качестве.