Экономика Великобритании сильно пострадала в 2020 году, поскольку она боролась с COVID, поэтому, возможно, неудивительно, что восстановление экономики в 2021 году было одним из самых сильных среди крупных экономик. Однако есть опасения, что сильный отскок скрывает более слабую картину, поскольку экономика движется вперед как после пандемии, так и после выхода Великобритании из ЕС.
Очень сложно отделить последствия Brexit от пандемии, учитывая время, когда Великобритания покинула единый рынок накануне 2020 года.
Высокая инфляция
Brexit принес с собой, среди прочего, новые пограничные проверки и ограничения на иммиграцию. Результатом обоих явилось значительное увеличение затрат, не говоря уже о бюрократии, при одновременном сокращении объемов производства в Великобритании. Между тем, ужесточение условий на рынке труда привело к росту заработной платы и является одной из причин того, что Банк Англии рассматривает возможность повышения процентных ставок, опережая, например, ЕЦБ, у которого все еще есть слабость на рынке труда.
Ожидается, что Банк Англии повысит процентные ставки в феврале 2022 года, что должно вернуть инфляцию к целевому уровню. Однако это также охладит спрос и рост.
Инфляция в Великобритании составила 4,2% в октябре и, по мнению Банка Англии, может достичь 5% в первом квартале 2022 года. Отчасти в этом виноваты высокие цены на энергоносители на фоне продолжающегося энергетического кризиса. Тем не менее, стоит отметить, что базовая инфляция, которая ограничивает наши нестабильные товары, такие как продукты питания и топливо, также поднялась до десятилетнего максимума на3,4%. Интересно, что розничные продажи остались на уровне, близком к допандемическому, поэтому потребление также можно исключить как главный драйвер. Вместо этого узкие места в цепочке поставок, проистекающие из пандемии, такие как нехватка чипов, а также из-за Brexit, сыграли большую роль в инфляционных скачках.
Нехватка рабочей силы
Как мы упоминали выше, нехватка рабочей силы сильно повлияла на экономику после Brexit. В 2020 году произошел рекордный отток людей. Эта тенденция, похоже, продолжится и в 2021 году. Это ощущается на рынке труда, особенно в тех профессиях, которыми обычно занимаются работники ЕС. Ярким тому примером стала нехватка водителей грузовиков во время октябрьского бензинового кризиса. Компаниям пришлось повысить заработную плату, чтобы привлечь сотрудников на пустующие должности.
Из-за проблем с цепочкой поставок и нехватки кадров затраты растут, а объем производства падает. В 2021 году ожидается рост экономики Великобритании на 6,9%. Банк Англии прогнозирует более слабый рост на 4,9% в 2022 году.
Повышение процентной ставки
Ожидается, что Банк Англии повысит процентные ставки в феврале следующего года. Это позже, чем ожидалось, что даст Банку время увидеть, как разыгрываются определенные риски. Омикрон - один из таких рисков; Брексит, хотя и не представляет такого риска, как в прошлый раз, все же нельзя игнорировать.
Статья 16 и проблема Северной Ирландии
Brexit отнюдь не является гладким процессом, и все еще существует множество рисков, связанных с Brexitв 2022 году. Протокол Северной Ирландии остается предметом разногласий, как и рыбная ловля.
Отношения между Великобританией и ЕС остаются натянутыми на фоне угроз со стороны Великобритании прекратить сотрудничество в сфере торговли и Северной Ирландии путем применения статьи 16. Если Великобритания применит статью 16 протокола Северной Ирландии, они приостановят действие части имеющего обязательную международную силу договора. ЕС вряд ли отнесется к этому легкомысленно и может расторгнуть торговую сделку по Brexit, что спровоцирует торговую войну между Великобританией и 27 странами ЕС.
Пока отношения еще не совсем на этом уровне, но они не так уж и далеки от него. В конце 2021 года обе стороны согласились активизировать переговоры, и тон переговоров стал более теплым. Даже в этом случае риск срабатывания статьи 16, а также общее беспокойство по поводу Брексита ограничивают потенциал роста фунта в конце 2021 года и эта тенденция вполне может продолжиться в 2022 году.
С одной стороны, фунт поддерживает перспектива повышения процентных ставок. С другой стороны, вспышка Брексита может нанести ущерб спросу на фунт стерлингов, равно как и замедление роста. Ключевым моментом является конвергенция или расхождение центральных банков.
GBP/USD
Ожидается, что Федеральная резервная система ужесточит денежно-кредитную политику во втором квартале 2022 года, что может удержать курс фунт / доллар на текущих уровнях, примерно 1,32–1,34 доллара.
Несмотря на первоначальный рост в 2021 году, курс GBP/USD за год упал примерно на 2,5%, и эта тенденция продолжает выглядеть медвежьей.
Падение ниже 1,3160 - минимума 2021 года, может открыть дверь к 1,30, ключевому психологическому уровню. Между тем покупатели могут ожидать движения выше 1,34, чтобы свести на нет краткосрочный нисходящий тренд, и уйти выше 1,38 на 200 см, чтобы сформировать северный тренд.
EUR/GBP
Между тем, ожидается, что ЕЦБ не поднимет процентные ставки в лучшем случае до конца следующего года, поэтому будет не удивительно, если EUR/GBP обновит минимум 2021 года на уровне 0,8340.
Курс EUR/GBP упал более чем на 4,5% за год, недавно восстановившись к уровню 0,8340. Потребуется движение выше 0,8700, чтобы долгосрочный тренд пары стал бычьим. Между тем, падение ниже 0,8350 может подтолкнуть продавцов к 0,83.