Наука о цвете — это повозка, которая доставляет нас к воротам живописи.
Как в музыке важны ноты, так в изобразительном искусстве нужно знать цветоведение. Разумеется, существуют творцы, часто интуитивно подбирающие гармоничные сочетания красок, но таких незначительное меньшинство. Чаще всего живописец, не знакомый с теорией цвета, напоминает идущего с завязанными глазами. Все его удачи случайны, а промахи неизбежны.
Над теорией цветосмешения трудилось много умных людей, и не поинтересоваться этими достижениями подобно самостоятельному изобретению велосипеда: сложно, затратно и нерационально.
Приведу двоих, самых видных на мой взгляд, деятелей науки, которые составили систему знаний о цвете.
Мозес Харрис
В 1766 году, спустя 100 лет после того, как Ньютон разделил белый свет посредством призмы, в Англии вышла книга энтомолога Мозеса Харриса «Природная система цветов». В этом труде была совершена попытка выявить то множество цветов, которое может быть создано из трёх основных — красного, жёлтого и синего.
Харрис подразделил каждый из основных цветов с помощью концентрических кругов на 20 различных уровней насыщенности, и его метод создает в общей сложности 360 оттенков в призматическом круге .
Этого оказалось мало, потому что применить на практике призматический круг невозможно. Теперь мы знаем, что среди оттенков можно выделить дополнительные, которые подчеркивают красоту друг друга, а в смесях взаимно гасят яркость. В восемнадцатичастном круге Мозеса Харриса эти цвета отыскать нельзя, потому что они не лежат напротив друг друга.
Йоханес Иттен
Задачу решил педагог и живописец Иоганнес Иттен, предложив в середине XX века двенадцатичастный цветовой круг. И тогда напротив лежащие цвета сложились в искомые пары: оранжевый и синий, красный и зелёный, жёлтый и фиолетовый. Ну и промежуточные соответственно, где жёлто-зелёный соответствует красно-фиолетовому, красно-оранжевый — сине-зелёному и так далее.
И теперь, благодаря Иттену, чтобы написать зелень приглушённого цвета, вы без лишней рефлексии разбавляете зеленый пигмент капелькой красного или оранжевого.
Для обучения своих студентов я ещё более упростила круг Иттена до шести частей, чтобы запомнить три основные пары дополнительных цветов. Напомню: в смеси они гасят друг друга, а если их положить рядом, то получится максимальный цветовой контраст или, как ещё говорят художники, температурный контраст, в котором один цвет всегда тёплый, а другой —холодный.
И поясню для новых читателей. Я художник и преподаватель, мама шести детей. Специализируюсь на детском портрете и веду курсы по рисованию для взрослых.
Ну что, стало понятнее, какие цвета хорошо смотрятся вместе?
Делитесь этой записью в соцсетях! Подписывайтесь, ставьте лайк и тогда мы ещё не раз сделаем полезные открытия!
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.