Каким бы ничтожным ни представлялось любое дело, оно всегда нуждается в доблестном защитнике, призванном отстоять его честь. Слова испанского писателя Сафона Карлоса Руиса достойны стать своеобразным девизом, принципом деятельности адвокатского сообщества или практикующего юриста. Однако соответствовать столь благородным требованиям достаточно непросто. Нередки случаи, когда для достижения поставленных целей адвокаты вынуждены проявлять не только знания действующего законодательства, но и личное мужество и бесстрашие.
Независимость членов профессионального сообщества, возможность свободно высказывать свои мысли впервые нашла закрепление в статье 18 действующего Закона об адвокатуре в Российской Федерации. Согласно данной норме права, членов сообщества запрещено привлекать к ответственности за высказывания, допущенные в процессе осуществления своих обязанностей. Указанные требования следует распространять как на действующих сотрудников коллегиальных объединений, так и в отношении тех из них, чья деятельность прекращена или приостановлена. Исключением из приведенных норм закона может стать приговор суда, устанавливающий виновные действия или бездействия юриста.
В юридических источниках провозглашенный принцип независимости принято именовать иммунитетом адвокатского высказывания. В соответствии с международным законодательством под этим понятием следует подразумевать заявления, публичные выступления, представления письменного характера, если указанные действия напрямую связаны с исполнением защитником профессиональных обязанностей. Принятые законодателем нормы призваны способствовать реализации первостепенных обязанностей адвоката без опасения возможных репрессий со стороны судебно-следственной системы.
В уголовном судопроизводстве таким правом наделены все участники процесса. Никому не придет в голову проявлять заботу о возможности высказываний стороной государственного обвинения. Несмотря на конституционно закрепленное право граждан на свободу слова, законодателю пришлось отдельной нормой выделять принцип независимости адвокатов, их право на свободное выражение собственного мнения. Что касается других компонентов иммунитета, то и здесь не все так однозначно. Для обеспечения неприкосновенности судебного корпуса, а также должностных лиц, составляющих правоохранительные органы, был принят специальный Закон федерального значения о социальной защите не только самих чиновников, но и членов их семей, принадлежащего им имущества. Адвокатские образования, впервые обозначенные в качестве общественных организаций, в список охраняемых лиц, естественно, не попали. Однако наличие в деятельности профессиональных юристов функций публично-правового характера позволило обозначить их суверенное положение.
Основные гарантии независимости адвокатов:
• Действие ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», нормы уголовно-процессуального права, иные подзаконные акты.
• Возможность каждого члена корпорации осуществлять принятые на себя обязательства сообразно собственному мнению, выражать самостоятельную волю в представлении интересов граждан или организаций.
• Запрет вмешательства, а также проявления любого вида контроля в деятельность сообщества со стороны должностных лиц или органов, не входящих в систему российской адвокатуры. Под виновным поведением указанных чиновников следует понимать их самовольные действия в отношения защитника и его клиента (доверителя) при отсутствии надлежащего на то согласия. Случаи совершения подобных нарушений подлежат обжалованию в судебные или вышестоящие инстанции.
• Воспрещение истребовать от членов коллегий, сотрудников адвокатских палат каких-либо сведений или документов по конкретным делам, в том числе личных досье. Подобное вето имеет общий характер, его следует распространять на всех без исключения лиц, в том числе и на представителей противоположной стороны, интересующихся необходимой информацией.
• Запрет на привлечение членов адвокатуры к ответственности любого рода (гражданско-правовой, уголовной, административной) не распространяется на отношения, регулируемые двусторонним соглашением юриста и его доверителя на осуществление юридической услуги.
Несмотря на предпринимаемые государством усилия по наделению адвокатов иммунитетом, зачастую можно наблюдать проявление нескрываемого раздражения, недобросовестного отношения представителей обвинения (прокуроров, следователей, оперативных сотрудников) к стороне защиты. Судейское сообщество в большинстве своем продолжает «терпеть» необходимость присутствия адвокатов, настороженно воспринимать любые проявления их «свободомыслия».
Нередки случаи преступных посягательств на жизнь и здоровье юристов, осуществляющих свои профессиональные обязанности. В апреле 2002 был убит столичный адвокат Ирина Максимова, в августе 2016-го преступники расправились с правозащитником Эдуардом Мусиным, а в сентябре того же 2016-го очередной жертвой стал адвокат из Улан-Уде Дмитрий Васьков. И это далеко не вся печальная статистика покушений на действующих юристов.
Причину негативных проявлений в адрес профессиональных защитников следует искать в недостаточной информированности населения об особенностях и принципах деятельности института адвокатуры. Оплачивая услуги юриста, не каждый человек может знать о том, что в качестве своего гонорара специалист получит лишь часть суммы, внесенной клиентом. Остальные деньги уйдут на различные отчисления и налоги. Мало того, не все граждане осведомлены о том, что в отличие от судей или прокуроров, привыкших регулярно получать очень достойные заработные платы, источником доходов адвоката может стать лишь внесенный на его счет гонорар. При этом данную сумму еще предстоит отработать, на что иногда уходят месяцы или годы.
Не менее грустно воспринимать отношение общества к профессиональным юристам. Защита адвокатом подсудимого, обвиняемого в совершении таких тяжких преступлений, как убийство или изнасилование, люди склонны воспринимать с особым негодованием. Простые обыватели могут не знать, что участие адвоката по данной категории дел зачастую вменено в их обязанности нормами процессуального закона. Однако при любых условиях адвокат будет защищать человека, но не деяние, за которое он привлечен к ответственности.
Гарантированный адвокатский иммунитет позволяет защитнику использовать весь имеющийся комплекс процессуальных инструментов для осуществления профессиональных обязанностей. Вместе с тем следует признать, что реализация права на свободное выражение своей позиции не может исключать ситуаций, при которых каждое сказанное адвокатом слово способно стать последним.
Оригинал статьи опубликован на сайте КАМО "Фемида" : https://www.femida-law.com/immunitet-advokata