Мои постоянные читатели знают, что деревья, кустарники и хвойные я предпочитаю заказывать напрямую у производителей, а так как эти производители пока сконцентрированы в Европе, то там я и беру - через своего старого партнера дистрибьютора "Плантшип".
А что же с многолетниками?
А с многолетниками сложнее, потому что исходно высокая себестоимость производства в Европе с наложившимися поверх нее затратами на перевозку превращает цену на растения в нечто невразумительное.
Поэтому я стараюсь покупать интересующие меня растения в России и выбрала трех основных производителей, к которым я возвращаюсь раз за разом. Это:
1. Питерская "Северная флора"
2. Питерский же Белоостровский питомник, который менее интересен многим читателям, потому что не занимается рассылкой своих растений по стране, и
3. Московский "Garden Plants".
Сегодня разговор о москвичах. У "Garden Plants" есть 5 серьезных достоинств и 2 недостатка - и обо всем я вам сейчас подробно расскажу.
Достоинства "Garden Plants"
1. Очень приличный ассортимент
Например, одних астильб сейчас в наличии 35 сортов - по-моему, вполне неплохо:
А моих любимых очитков - 68 сортов!
В ассортименте - не только ширпотреб, но и различные не самые распространенные растения. Например, бухарник, о котором меня часто спрашивают:
Про белый бухарник в моем саду можно прочитать здесь:
А есть и менее известные виды:
и хитрые штуки вот такого плана:
мимо которых любитель экспериментов типа меня в принципе пройти не может!)
2. Очень вменяемые цены
Вот где вы видели хаконехлою за 250 руб? Пусть даже и в маленьком горшочке 8х8 см:
Про это растение в моем саду:
А вот предложение на хаконехлою от другого известного поставщика - горшок на 1 см больше (9х9 против 8х8), зато цена практически 800р. против гарден-плантсовских 250р:
А почему такая разница? Да потому, что Гаршинка - импортер, и сталкивается с теми же проблемами высокой европейской себестоимости и затрат на перевозку, о которых я писала выше.
И тут мы плавно переходим к третьему достоинству, которое я считаю главным и которое является одной из важнейших причин моего доброжелательного отношения к "Garden Plants":
3. "Garden Plants" - производитель!
Сейчас в питомнике 8 теплиц (на этом кадре видно 6, потому что еще две построили совсем недавно и только что ввели в эксплуатацию):
Приличные площади заняты растениями в открытом грунте:
А самое интересное - то, что недавно запущена в работу вторая лаборатория микроклонального размножения, в которой из группы клеток выращиваются маленькие росточки сортовых растений.
У нас, в России. Без европейской стоимости труда, их дорогой электроэнергии, доставки, таможни и прочих издержек, которые лично мне оплачивать совершенно неинтересно.
Сначала группа клеток доращивается в питательной среде, потом, когда образуются корни, череночек переносится в питательный грунт и развивается там, а по мере роста его каждый год пересаживают в контейнеры покрупнее.
Процесс не такой простой, как кажется на первый взгляд - есть масса тонкостей с подбором температурного режима и влаги, дозировкой питательных веществ, борьбой грибковыми инфекциями и так далее. Это настоящее российское производство полного цикла, и по-моему, это здорово!
Кроме этого метода, "Garden Plants" выращивает растения из семян, например, прострелы:
Питомник много черенкует, доращивает импортную меристему и мелкие саженцы от европейских поставщиков.
Продает ли "Garden Plants" чисто импортные растения? Конечно, продает. Бизнес не терпит идеалистов и жестко придерживаться политики "У нас только собственное производство!!" можно либо уже развившись до международного уровня, либо имея в супругах олигарха... Любой серьезный питомник должен думать о том, как максимально расширить свой ассортимент, но при этом сохранить для покупателей адекватные цены.
И этим, кстати, у "Garden Plants" все нормально: по импортным позициям питомник иногда вполне успешно конкурирует с моим оптовиком "Плантшип", не говоря уже обо всех остальных поставщиках, и некоторые позиции я взяла в этом году в "Garden Plants" исключительно из-за цены. Например, вот этот можжевельник:
Буду доращивать этих малышей в рассаднике, чтобы когда-нибудь заменить на них живую изгородь из елей, которую я уже замучалась стричь.
А тем, кто хочет попробовать в саду верески, тоже рекомендую обратить внимание на питомник.
Потому как верески у нас чаще всего продают осенью, а осенняя посадка не лучшим образом влияет на адаптацию этого растения в саду.
4. Руководитель и сотрудники
Не могу не отметить этот момент! С сотрудниками компании мои контакты и в этот раз, и при прошлом заказе были исключительно приятны.
Хотя прошлый раз мы, традиционно для отечественных питомников, часть позиций в момент отгрузки не нашли, но при этом быстро и корректно договорились о замене.
При этом блогом на много тысяч подписчиков на входе я не размахивала, так что общались со мной как с рядовым клиентом. В общем, оперативный ответ на вопросы, по лично моим ощущениям, - это визитная карточка питомника.
Не могу не сказать два слова и о руководителе.
Вячеслав Маслов - не случайный инвестор, бросивший взгляд на в растущий рынок декоративных растений и решивший туда вложиться. Вячеслав закончил Тимирязевскую академию 20 лет назад и до недавнего времени там преподавал, а диссертация его посвящена разработке различных технологий выращивания овощей в защищенном грунте.
А еще Вячеслав - автор самого необычного флокса российской селекции. Да-да, это тот самый "Гений"! Сорт выведен в 2017 году:
Поэтому пункт 5 - он немножко о будущем:
5. Собственные сорта
"Garden Plants" планирует активно развивать это направление, сформированы планы на ближайшие 2 года, и мне, конечно, ужасно интересно узнать, что получится. Ведь та же самая нитевидная форма "Гения" может быть повторена в флоксах других оттенков - а лично мне такое растение в саду точно не помешает! Обожаю всякие необычные штуки.
Кстати, насчет "Гения" - опытные товарищи сказали мне, что флокс по-настоящему впечатляет, если посажен массивом, поэтому я заказала сразу 5 саженцев. Наверно, надо было больше брать, но уже в бюджет не лезли...
И нужно отметить, что синий оттенок этого сорта - это именно флоксовый синий, он дает такую окраску при вечернем освещении и искусственном свете, а на солнце более сиреневый - впрочем, как и все синие сорта.
Ну что, а теперь о проблемах? Как же без них))
Сложности с "Garden Plants"
1. Пересорты
Лично мне везло, но коллеги сталкивались с этой бедой не раз, и естественно, первый же вопрос, который задала Вячеславу, это "Доколе???"
Вот что он мне рассказал:
В.М.: О проблеме с пересортами мы, конечно, знаем. Этой весной нам нелегко пришлось: было огромное количество заказов, и мы просто физически не успевали обрабатывать все из-за огромнейших проблем с персоналом вследствие пандемии.
Хорошо, что ближе к лету все чуть-чуть успокоилось, люди поправились и мы смогли принять на работу много новых сотрудников.
Но опять же, человек пришел - сразу его на сбор заказов не поставишь! Помню, были ситуации, когда молодой сотрудник вместо хосты пытался положить в заказ лилейник... Такое тоже случалось, не буду скрывать. Но мы очень активно обучали наших новичков и через пару месяцев такие глупые ошибки они совершать перестали.
Сейчас мы как следует подготовились к грядущему сезону и разработали бизнес-процесс «Упрощенный сбор заказов», чтобы даже человек без опыта работы в данной сфере мог справиться с задачей. Построен новый хозблок для хранения заказов, там внедрена технология адресного хранения - то есть у каждой ячейки и у каждого растения будет свой индивидуальный номер.
Это позволит нам в два с половиной раза увеличить эффективность работы, потому что при такой системе опытными и знающими растения должны быть всего 6 человек на смену, а остальные - просто аккуратные сборщики, четко комплектующие заказы по номерам. Так что к пиковым весенним нагрузкам мы в этот раз готовы!
Надо сказать, что нередко и розничные покупатели переставляют растения с места на место, поэтому мы приняли решение изолировать 5 теплиц и открыть для розницы только 3 демонстрационные теплицы. Это решение тоже позволит заметно сократить количество пересорта.
Ну и конечно, мы всегда работаем на стороне клиента! И если понимаем, что покупателю действительно достался пересорт - согласуем устраивающую клиента замену или возвращаем предоплату.
2. Сложности с доставкой
Их, на самом деле, две. С одной обещал разобраться питомник, другая - в наших с вами руках.
На стороне питомника 2 года назад была не самая лучшая упаковка, а именно, использование неудачного уплотнителя. Но Вячеслав обещал навести в этом вопросе порядок и отзывы коллег позволяют мне предположить, что навел.
Но главное - это сроки оправки растений. Здесь мы оказываемся между двух огней:
– С одной стороны, хочется согласовать отправку попозже, чтобы растения точно проснулись после зимы, окрепли и набрались сил для не самого простого путешествия.
– С другой стороны, чем прохладнее погода, чем менее вероятно наступление жарких дней, тем меньше риск повреждения растений в процессе пересылки.
Лично я всегда выбираю для доставки последнюю неделю апреля. Сейчас на сайте "Garden Plants" даже сделана для этого специальная форма. Мои растения оплачены и записаны на меня, так что полагаю, питомник сбережет их до момента отправки и хомяк мои цветочки не пожрет.
И еще один важный момент: что-то СДЭК я совсем разлюбила. А Почту России наоборот, полюбила нежной трепетной любовью и все последние заказы от любых поставщиков провожу исключительно через нее.
– Оль, все это здорово, конечно, – скажет осторожный читатель, – Но ты гарантируешь, что с заказом не будет никаких неприятностей? Что все будет нормально упаковано, выслано в срок, без пересортов и повреждений?
Естественно, нет. Во-первых, я не директор этого питомника)) Во-вторых, как человек, много лет отдавший производству, я знаю страшную тайну: любая серьезная гарантия – это очень затратная штука, и пока потребители массово не перестроятся с "хочу дешево!" на "хочу надежно!", никто из производителей вливать деньги в гарантию не станет.
А проблема сегодняшнего дня в том, что для многих регионов "хочу надежно" не готов удовлетворить вообще ни один из поставщиков. Дорого? Да пожалуйста, запросто!! Надежно? Ну…, э-э-э…, мы, как бы, будем стараться…
А цены "Garden Plants" по крайней мере позволяют покупателям идти на некоторые риски.
Мой заказ на весну 2022 года
Про часть растений я уже рассказала, вот полный список:
Очиток "Atlantis" - одна из самых интересных новинок последних лет, но злые поляки уже два года кормят меня отказами, несмотря на предоплату! Надеюсь, "Garden Plants" не подведет.
Адиантум "Imbricatum" у меня уже растет несколько лет, но я поняла, что мне мало и дозаказала еще. Великолепное растение, кстати, надо будет написать как-нибудь о нем отдельно.
Литодору прошлой холодной зимой я уморила... Но пока сдаваться не готова, попробую еще раз! Подробности о растении и фото цветения здесь:
С горечавкой все понятно, видишь бесстебельную по 100 рублей - бери!
Белая ежевика - мой эксперимент, ориентированный, в первую очередь, на мужа: необычные ягоды пригодятся ему в качестве декора на его кулинарных экспериментах.
Вот вторая половина заказа:
Про флокс сказала.
На пестролистный плейобластус форчуна (а это не много, не мало - а низкорослый вид бамбука!) и кальмию широколистную я облизывалась давно, но такие аппетитные цены мне попались первый раз, так что с моей любовью к экзотике - рискну!
А вот горноколосник "Chinese Hat" ужасно хотелось бы получить!
Потому что это удивительное растение - предок моих любимейших очитков серии "Sunsparkler", точно должен быть красавчиком!
И наконец, не оставляю надежды попробовать в своем саду сисюринхий. При моей любви к синему цвету и горочным растениям просто непонятно, как я до сих пор живу без него:
Вот, а общем-то, и все, что я могу сказать вам про московский питомник "Garden Plants". Смотрите, выбирайте, если решитесь, как я, на заказ - делитесь отзывами!
С уважением, ваша Ольга