По лейтенантской наивности думал, что печатным строгачом дело и закончится, но последующие слова Шефа это опровергли. Дело в том, что после принятия решения на период охраны в Отряде, откуда как раз вернулся Шеф, по заставам разъезжаются так называемые группы доведения этого самого решения.
Так вот, группу, которая выезжала к нам заперевал, снова возглавил Начальник Штаба. Как говорил Винни Пух в подобной ситуации, это жу-жу неспроста.
Пушистый полярный лис начал спускаться с Николаевского перевала и застава замерла в тревожном ожидании. Особого мандража не было, тяжело напугать чем тех, кто служит на самой дальней заставе Отряда и каждый день уходит в горы километров на двадцать только в одну сторону. Любимое развлечение штабных – сослать бойца на самую тяжелую и дальнюю заставу – здесь не прокатывало.
Мы и были самая дальняя и самая тяжелая застава.
- Но, тем не менее, держать ушки на макушке стоило, особенно мне. Чем мы благополучно и занимались все время, пока группа работала на заставе.
Образцово-показательные передвижения бойцов по территории заставы, вернее, их отсутствие, четко заполненная документация, вообщем –все было чики-пуки.
У нас на заставе было негласное, а может и гласное, правило: когда большие шишки работают на заставе, Шеф в ночь ответственным не ходит. Его дело закрывать собой амбразуру, а наше, замовское – все остальное.
Так было и в этот раз, мы с Толиком по ночам ночевали, а Шеф днем дневалил.
Да и опять же, поменьше глаза НШ мозолить.
Но не тут то было. В одно прекрасное утро, благополучно проответствовав, я выпустил Дежурную смену и в предвкушении отдыха отправился домой. Недалеко. Вот на фото –
Утренний Дозор по отмелям, по нашим старым традициям, уже выпускал дневной ответственный. В данном случае - Шеф.
Зашел домой, расслабился. Звонок, Дежурный по заставе:
- Тащант, начальник просил Вас выпустить дозор (уже не помню причину, да и не суть важно)
Шеф просил, так просьба – это почти приказ, выполняется быстрее в разы.
Вернулся на заставу (опять смотрите фото вверху), отбарабанил дозорный Приказ, чего его там – сколько раз уже проговорено, от зубов отлетает. Наряд пошел на заряжание, я – с чувством выполненного долга снова домой.
Только зашел – снова звонок. На этот раз – Дежурный по связи:
- Тащант, Вас Начальник Штаба в канцелярию вызывает.
Эпическая сила, что там еще случилось?? Развернулся и в недоумении потопал обратно. Ну сколько там идти (опять смотрим первое фото), три минуты, не больше. Захожу. Сидит за моим столом. Дверь в коридор открыта.
Должен отметить, что пограничную традицию не занимать стол начальника заставы он, как и подавляющее большинство Офицеров Границы, соблюдал свято.
-Тащ майор, лейтенант бла-бла –бла…прибыл!
Он поднимает на меня свои ничего не выражающие глаза и своим ровным голосом, абсолютно без эмоций, спрашивает:
- Товарищ лейтенант, Вы почему ставили Приказ пограничному наряду по телефону?
- Не понял, тащ майор – говорю. – Дежурный по заставе мне позвонил, я вернулся, поставил Приказ и снова ушел домой.
- Никак нет, товарищ лейтенант. Я находился в канцелярии и я СЛЫШАЛ, как Вам позвонил Дежурный, по Вашей команде подозвал к телефону старшего наряда и Вы поставили Приказ по телефону – опять ровно и без эмоций.
- Никак нет, товарищ майор, я вернулся на заставу, спросите Дежурную смену!
- Я никого, товарищ лейтенант, спрашивать не буду. Я сам все СЛЫШАЛ. – снова ни малейших эмоций в голосе.
Поднимается со стула:
- За нарушение порядка выполнения обязанностей лица, назначенного для выпуска пограничных нарядов ОТ ИМЕНИ КОМАНДИРА ЧАСТИ объявляю Вам строгий выговор!
- Есть строгий выговор! – охреневший от неожиданности на автомате отвечаю.
- Идите! – ни малейшей эмоции, как робот.
- Есть! - налево – кругом, выхожу из канцелярии и тут же (коридор узкий) на улицу.
Смотрю на Дежурную смену, двери то были открыты и они весь разговор слышали. Глаза, наверное, как и у меня – слегонца охреневшие.
Я все понимаю, у меня всякое было в службе. И до и во время этих событий и потом. Но никогда я не ставил Приказ по телефону. НИКОГДА! Это вбито в подкорку еще в Училище. Юридическая ответственность за отданный Приказ. Даже если когда, будучи Начальником заставы, не мог выйти, по каким то обстоятельствам, поручал это или заму или сержанту. Как Шеф в данном случае. Ни один мой подчиненный за десять с половиной лет моей офицерской службы не может сказать, что я нарушил когда –либо это правило. Ни когда был лейтенантом, замом, ни потом….
А тут мне на голубом глазу рассказывают, ЧТО Я ДЕЛАЛ, прекрасно зная, что я этого НЕ ДЕЛАЛ и зная, что я это тоже знаю. Пи@@@@ц….
Человек, носящий такие же погоны, как и я, только с бОльшими звездами, называющийся офицером, поставленный командовать, ОБУЧАТЬ и воспитывать подчиненных, поступил как последний….
Нет, даже не как подлец, как дешёвый лохотронщик.
Ведь он же прекрасно знал, что ЭТОГО не было и тем не менее он поступил так, как он поступил. Не найдя в этот свой приезд ни одной зацепки ко мне, он её просто ПРИДУМАЛ. Взъевшись на мои слова, причем, даже не его адрес, он стал мстить.
Имея большие права и возможности, он делал это мелко, как….
Даже не знаю, как сказать.
И сейчас, по прошествии стольких лет, готовя эту статью, вспоминая то утро, я не могу толком выразить, как бы одним словом я ЭТО назвал.
А тогда, утром, на выходе из расположения заставы, у меня не было никаких эмоций. Пустота. На мое дальнейшее отношение к службе это никак не повлияло, но как офицер и как командир в тот момент он для меня умер.
Для меня он стал тем, как его называли бойцы – Кирпич.
Остальные публикации канала - здесь
- Ваши лайки и комментарии помогут сделать канал лучше и интереснее.
#служба #пограничные войска #история #афганская граница #ссср #армия