Найти в Дзене
Великая Отечественная

Румынская авиация под Сталинградом.

Приключения румынской авиации под Сталинградом были поразительно счастливыми. Началось наступление на слабые фланги группировки, части смяли русские танки и кавалерия.

Наступающие стремительно углублялись. Уже 20 ноября аэродром у населенного пункта Карповки обстреляли русские танки 13-го механизированного корпуса. Только зенитная батарея спасла положение, танки обошли аэродром и пошли дальше. Авиабазу блокировала пехота.

Зенитная батарея и рота охраны обороняли объект. Сняли вооружение с неисправных самолетов, установили по периметру обороны. Удалось отбить несколько атак пехоты на аэродром.

23 ноября соколы Антонеску получили приказ на эвакуацию. На помощь извне надо было не рассчитывать. Положение очень шаткое и непонятное. Жуткий холод и явная нехватка горючего. Механики жгли ветошь и дерево разогревая двигатели, тратили драгоценный бензин. 

Слили весь бензин с неисправных самолетов, румыны эвакуировали 13 машин «Bf.109E», три машины были сбиты русской пехотой при взлете с аэродрома. В одноместный самолет помещали до трех человек.

Обстановка продолжала ухудшаться, румыны перелетели в Тацинскую. На тот момент на данном аэродроме было сосредоточено около 300 транспортных самолетов, стояли истребители и бомбардировщики.

-2

Советское командование приготовило немцам незабываемый сюрприз на приближающееся Рождество. Части 24-го танкового корпуса подошли скрытно к аэродрому 24 декабря.  Произвели свой залп «Катюши» и начался штурм станции и аэродрома.

Есть воспоминания участницы событий Брызгаловой. Танки батальона капитана Нечаева ворвались на станцию. На путях находился состав с новыми самолетами, они были полуразобранные. Порядка 50 самолетов были сожжены, далее роты пошли на аэродром.

Подразделения бригад уже вели там бои на летном поле. Танки таранили самолеты, рубили им хвостовое оперение. Подключились саперы, открывали баки и поджигали. Аэродром стал превращаться в большой костер, это было возмездие за Сталинград, за все бомбардировки города. На аэродроме царила невообразимая паника и ужас.

Немцы метались, пытались прорваться к своим машинам, но попадали под огонь нападающих. Некоторые пилоты вскочили в свои самолеты, очень торопились покинуть аэродром, все было бесполезно. При данном хаосе самолеты сталкивались и падали, появлялись новые факелы.

Только единицам удалось поднять свои машины в воздух, вырваться из огненного ада. Авиабаза в Тацинской попала под двойной удар бригад. Танки с десантом появились с двух сторон, началось уничтожение всего. Самолеты вспыхивали факелами, рвались снаряды.

Взрывались складированные боеприпасы, метались грузовики и бегали отчаявшиеся люди. Контрольная вышка ничего не успела передать, была снесена снарядами танков. Разворачивалось полное безумие...

-3

На взлетные полосы выезжали самолеты, все под плотным огнем и свете пожаров. Лица всех выражали безумие. Рев танковых и авиационных моторов заглушался разрывами снарядов и дробью сотен пулеметов, одна чудовищная какофония...

Сопротивления организованного не было, охранные части были не готовы вступить в такой бой, погибали с летчиками и техническим персоналом, погибали сотнями.

Уцелеть в данном аду, потрепанных ранее румын не было на первый взгляд никакого шанса. Но и на этот раз повезло. Казарма находилась в двух шагах от стоянки истребителей в капонирах из снега. Механики уже прогревали моторы для утреннего вылета на сопровождение.

Летчики сразу поняли, что нет времени выруливать на полосу, набили в самолеты людей. Разбег начинали прямо со стоянок и стартовали в безопасное небо.

В январе 43-го в составе 56-й румынской эскадрильи осталось 7 пилотов. Формирование представляло собой жалкое зрелище, люди смертельно устали, самолеты нуждались в капитальном ремонте. Командование решило вернуть авиагруппу в Румынию, пилотам предоставить отпуска.

Эпизод из книги Жирохова М.А. «Союзники люфтваффе».

Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-«нравится» и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.