Многие сплавы имеют свои эпонимические названия - СПЛАВ ВУДА, МЕТАЛЛ АУЭРА, СПЛАВ РОЗЕ и так далее. А есть так называемая СТАЛЬ ГАДФИЛЬДА, очень устойчивая к истиранию и ударным нагрузкам, и при этом обладающая высокой пластичностью.
Благодаря столь замечательным характеристикам, её используют при изготовлении гусеничных траков, стрелочных переводов, зубьев и ковшей экскаваторов и дробилок, военных касок и... оконных решёток в тюрьмах. Потому что перепились их крайне сложно.
Основу СТАЛИ ГАДФИЛЬДА составляют железо (82%) и изрядная доля марганца (13%), также туда входит некоторое количество углерода и кремния (по 1%), плюс незначительная доля хрома, никеля, меди, серы и фосфора (до 3% в совокупности).
Сэр Роберт Аббот Гадфильд (28 ноября 1858 - 30 сентября 1940) родился в семье потомственных английских промышленников-металлургов. Его отец основал сталелитейный завод в Шеффилде, сын принял дело отца и сделал это предприятие одним из крупнейших литейных заводов в мире.
При этом, однако, Роберт Гадфильд был сосредоточен отнюдь не только на том, как бы заработать побольше фунтов. На его счету более 200 научных статей, посвящённых металлургии. А главное изобретение - высокомарганцовистая сталь, названная его именем.
Во времена Первой мировой из листовой стали Гадфильда изготавливали пехотные шлемы для британской и американской армий (так называемые КАСКИ АДРИАНА, о которых я рассажу в своё время). Вооруженным силам под звездно-полосатым флагом шлемы служили верой и правдой до 1980-х годов. За двадцатый век их выпустили порядка 30 миллионов. А применение новой стали для производства танковых гусениц позволило увеличить пробег боевых машин в 10 раз больше, чем раньше - до 5000 км.
За всё это Гадфильд был обласкан властью. В 1908 году его посвятили в рыцари, в 1917 году он стал баронетом, в 1909 - избран членом Лондонского королевского общества, в 1912 - членом Шведской королевской академии наук и даже иностранным почётным членом Академии наук СССР (в 1933 году).