Школьные годы чудесные, как поётся в песенке. Но не всегда и не для всех - добавляю я.
Мой сын с инвалидностью учится индивидуально. В 1 классе он пошёл в большой коллектив с букетом цветов и предвкушением дружбы, где уже через пару недель был избит. К счастью, без сильных повреждений кожи и внутренних органов. Но с последствиями для психики. Именно этот эпизод положил начало долгим обследованиям и постановке диагноза. А потом - получению инвалидности. Наверное, совпало. И рвётся там, где тонко.
Если бы я была известной личностью с кучей нанятых юристов, школе бы пришлось несладко. Но у меня не было времени и сил на то, чтобы учить их работать. Надо было что-то делать с состоянием сына и с его учебой.
Мы пошли к психологам и психиатрам, а по пути занесли заявление на обучение в семейном формате в департамент образования. Лечась и приходя в себя, 1 и 2 класс учились дома. Успевали много. Закончили хорошо. Аттестации проходили в другой школе: не там, где сына били.
Обучение дома непросто далось мне, потому что всегда удобнее делегировать это дело учителям. Столько свободного времени появляется! Но выбора особого не было. Да и диплом пед.вуза пылился в шкафу. Пришлось вспомнить методику преподавания, возрастную психологию и адаптировать теорию под особенности конкретного ребёнка. Это было круто, скажу я вам. Я своими глазами видела, что мой сын умный, способный. И это давало силы и веру в лучшее.
С 3 класса сын занимается в школе с педагогами. Мне удалось оформить его как надомника. Это значит, что сын учится один на один с учителем. Он не сидит в классе.
Почему нам подходит такой вариант?
1. Наш мальчик умный, но не слишком внимательный, отвлекающийся. Чем больше людей вокруг, тем больше ошибок в тетради. А это его расстраивает. Потому сделана ставка на академическую успешность.
2. Сыну сложно даётся социальное взаимодействие. Он может поддерживать разговор на любые темы, не кусается и не кукарекает под партой, но не всегда стойко реагирует на приколы, розыгрыши. Ему сложно бывает отличить шутку от правды. В итоге расстраивается, может заплакать. Это, как вы понимаете, отличная возможность стать белой вороной и мальчиком для битья. Такого дела ему не надо. Для нервной системы неполезно.
3. Школы не готовы к полноценной инклюзии. Получается, что либо ребёнок с диагнозом должен резко стать здоровым и не отблескивать, либо его будут сторониться, либо терпеть из милости. Нет у меня сил на просветительские беседы, участие в родительских чатах и комитетах, а также на прошибание лбом многовековой стены неприятия "не таких, как все" учеников. Отличается, ну и прекрасно. Будем работать над дефицитами, не привлекая других школьников в качествемассовки. Тем более что я отлично знаю, что хорошего из этого не выйдет с вероятностью 97 процентов.
4. Полный учебный день с кучей факультативов - это серьёзная нагрузка для нашего ребёнка. Дело не в том, что я берегу его от трудностей. Он реально пашет, но в своём темпе. Дело в особенностях нервной системы. Пока она не может не истощаться чрезмерно в условиях полного учебного плана. Потому у сына уроков меньше, чем у сверстников. Многое делаем дома. Часть - со мной, часть - с репетиторами. С нагрузкой в итоге справляемся на "хорошо" и "отлично".
Есть ли минусы у такой формы обучения? Да.
1. У меня мало времени на себя, работу и прочую занятость. Максимум уроков в день у сына - пять. То есть я должна быть дома и свободна для занятий с ребёнком.
2. Немало денег уходит на репетиторов и дополнительные занятия, которые здоровые дети получают в школе. Тот же бассейн, физкультура.
3. Мало общения. В классе его существенно больше. Но и риск травли присутствует. Так что это палка о двух концах.
Резюмируя, скажу следующее: мы стоим на том, что школа - место получения знаний. С этой задачей наше учреждение справляется. Да, тусовок у сына мало. Но такова наша жизнь. Пытаемся разнообразить жизнь посещением интересных мест в городе, поездками в разные точки страны и мира (в доэпидемное время). Для общения есть пара секций, старый друг и брат.
Возможно, сын не станет идеально здоровым. Но многое компенсирует - это точно. Мы над этим ежедневно трудимся.
Я по-доброму завидую мамам, которые отправляют детей в школу утром и идут на работу за самореализацией и деньгами. Ваша обычная жизнь для меня - нечто недостижимое. Пусть все дети будут здоровы!