Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. стало очевидно, что расцветка военной формы российской армии не отвечает соврменным условиям боя. Белые гимнастерки, кителя и другие предметы униформы, по воспоминаниям современников были "лучшими мишенями".
Алексей Алексеевич Игнатьев, участвовавший в боевых действиях в чине обер-офицера (позднее генерал, перешедший на сторону Советской власти, в 1943 г. был инициатором возвращения в армию погон), вспоминал, что солдаты и офицеры массово по собственной инициативе перекрашивали форму. Первое впечатление его было таким:
"проснувшись утром, я увидел вместо русской пехоты толпу в каких-то желто-зеленых, голубоватых и зеленоватых тряпках. Не лучший вид имело и большинство офицеров. В результате кустарной, спешной и неумелой покраски обмундирования все наше воинство сразу приобрело жалкий вид".
После войны, в 1906 г. в Красном селе проводили специальные испытания, чтобы выявить "степень защитности" разных цветов. Выяснилось, что "наиболее защитным цветом на различных фонах местности является коричневато-серый ... На зеленых фонах, наилучшим защитным цветом оказывается желто-зеленый".
В 1907 году эти цвета были запущены в массовое производство военной формы. Не обошлось и без казусов. Один из влиятельных членов дома Романовых "очень сочувственно" отнесся к проекту внедрения в армию двусторонней гимнастерки (или "рубахи хамелеон"). С одной стороны она должна была быть зеленой, чтобы двигаться по "лугам", а с другой стороны желтоватой для похода по "песчаному грунту".
Военный министр В.А. Сухомлинов писал: "как великий князь представлял себе это переодевание под огнем, я не знаю, но можно представить себе, как подняли бы на смех в войсках подобный маскарад".
Источник: Д.А. Клочков. Гвардейска пехота: нижние чины.