1 декабря могло бы исполниться 73 года одной из самых заметных балерин второй половины 20 века - Еве Евдокимовой.
Вообще, трудно назвать ее просто американской (ведь судя по имени они почти что наша), хоть и была она ей по паспорту. Американкой была ее мать, а вот отец был болгарином, и, наверное, в этой стране вполне могут считать ее своей, как и Сирила Атанасова (Атанасофф), Соню Арову или Асена Гаврилова. Родилась она в Женеве, жила и работала долгое время в Германии, а ориентиром для себя считала русский балет, успев поработать и под руководством легендарного педагога Веры Волковой в Дании, и Натальи Дудинской в России. В свое время хотела поступить в Ленинградское училище, но многочисленные походы в советское посольство не помогли: по ее словам, препятствием стало американское гражданство.
В СССР о ней узнали в 1969 году, когда она по своему собственному желанию приехала на первый Московский международный конкурс. Зрителям балерина полюбилась, и многие были уверены, что именно она заберет первую премию. К ней подходили на улице, говорили комплименты, дарили цветы, значки. Однако получилось так, что ей вообще не присудили никакого места, только дали почетную грамоту. В знак протеста зрители в зале Большого театра тогда устроили Евдокимовой бурные овации, около 15 минут не давая Екатерине Фурцевой наградить конкурсантов. Даже призыв по внутреннему радио прекратить шум не принес результата. А Владимир Васильев спустя какое-то время рассказал, что сама Галина Уланова, которой балерина очень приглянулась, сражалась за нее до последнего.
Уланова спустя год будет в жюри престижного конкурса в Варне (пристиж этого конкурса в свое время приравнивался к престижу олимпийских игр), и там уже от Евдокимовой первая премия никуда не денется. А тогда, в 1969-м, легендарная советская прима подошла к Евдокимовой и сказала, что она будущее и надежда мирового балета, и позвала ее принять участие в том самом конкурсе через год.
Ева Евдокимова провела 3 года в Королевском балете Дании, а большую часть жизни танцевала в балете Немецкой государственной оперы в Берлине. Много лет ее сценическим партнером был Рудольф Нуреев, который заприметил ее еще тогда, когда она училась в Лондоне в балетной школе. Точнее, это она еще будучи ученицей последнего курса Королевской школы балета, как-то заглянула в зал, где он репетировал, а он повернулся и увидел ее, безотрывно глазеющую на на него. Пройдет несколько лет, и Евдокимова будет говорить о том, что "танцевала с Нуреевым чуть ли не во всех городах мира". О нем она вспоминала как о человеке с бешеной энергией, который заряжал ей всех вокруг.
С Питером Шауфусом в "Сильфиде"
Довелось ей танцевать и с Александром Годуновым, когда тот уже был в эмиграции. Артисты Американского балетного театра объявили забастовку, а ее директор узнал об этом и пригласил его в Берлин. Это были знакомые и подходящие для Годунова балеты «Лебединое озеро» и «Жизель». А вот от предложения выучить главную партию в спектакле Баланчина "Аполлон Мусагет" Годунов отказался. Евдокимовой запомнилось, как во время турне по Южной Америке он все время звонил домой бывшей жене Людмиле Власовой, по которой очень скучал.
"Жизель", па-де-де, партнер - Владимир Гельван
В историю Евдокимова вошла как ярко выраженная балерина романтического склада. Критики сравнивали ее со старинными изображениями периода романтизма. Как будто Мария Тальони, вот только неподвижная, сошла с литографии и точно также скользит по чашечкам цветов. К слову, именно Марию Тальони она танцевала в "Па де катре" Антона Долина.
Вариация Феи Драже
Высокая, утонченная, с удлиненными линиями, большими черными глазами... Характерные особенности танца Евдокимовой - легкость, воздужность, парящий прыжок с мягким приземлением, создающий ощущение невесомости, мягкие выразительные руки; при этом - уверенная работа ног (фактически идеал былерины, какой ее представлял Нуреев - "французские ноги" и "русские руки"); чуткая музыкальность и изящество.
Вариация Эсмеральды
Ева Евдокимова в последний раз танцевала 2002 году. К тому моменту она уже занималась преподавательской деятельностью, после стала играть в драматическом театре Нью-Йорка; несколько раз была членом жюри фестиваля "Бенуа танца"; работала над мемуарами, которые не успела окончить. Ее не стало 3 апреля 2009 года.
Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.