Выражение «все мы родом из детства» порядком надоело, особенно психологам. Нет сомнений, что личность формируется в детстве под влиянием обстоятельств и воспитания, что детские травмы могут сказываться всю жизнь. Но понятно также и то, что списывать все свои проблемы на родителей или детский опыт несерьёзно. В определённый момент человек должен честно посмотреть на себя, разобраться в своём внутреннем мире и научиться брать на себя ответственность за свою жизнь.
У каждого из нас есть Внутренний Ребёнок, и он не один. Наши внутренние дети имеют разный возраст, опыт, травмы и поведение. Одних мы принимаем, других – частично принимаем, третьих не любим или пытаемся «перевоспитать». Но есть дети – невидимки, которых мы не замечаем или не хотим замечать. Но им хочется внимания и принятия, поэтому они время от времени напоминают о себе, влияя на нашу личность, порождая страхи и пробуждая непонятные нам состояния. Этот Ребёнок – невидимка напоминает нам: «Я есть! Я не умер! Почему ты меня не видишь?». Это сказывается не только на нашем состоянии, но и на наших отношениях с окружающими.
София – красивая, уверенная в себе девушка двадцати семи лет. Обратилась с запросом: не складываются отношения с мужчинами. Точнее, их вообще не было, и нет рядом. «Никаких личных отношений у меня не было. В школе нравился мальчик, но я не умею кокетничать, поэтому так ничего и не сделала, чтобы он обратил на меня внимание. В студенческие годы у меня было много друзей мужского пола, но только друзья. Не поверите, но самый лучший мой друг – гей. На работе тоже мужчин много, но мне кажется, что никто из них не воспринимает меня как женщину». В процессе терапии мы начали работать с Внутренним ребёнком. Над предложением выбрать ребёнка из имеющихся изображений София долго думала, потом выбрала самого взрослого, сказав, что детей она не любит, «а они все здесь слишком маленькие». Был выбран мальчик лет семи, одиноко сидящий над книгой. Описывая его, девушка отметила, что ребёнок тихий, послушный, умный, но «какой-то не живой». Он всегда занят своими делами, не доставляет проблем взрослым, «вот его никто и не замечает». На вопрос: «Чего он хочет» София ответила: «Жить он хочет, как все дети! Беситься, лазать по деревьям, есть чипсы и мороженое, бегать босиком по лужам. Он хочет, чтобы родителям было важно, что он чувствует. Его об этом никто не спрашивает». В дальнейшем работа с этой субличностью заключалась именно в том, чтобы понять и принять эту часть себя, а главное – найти выход сдерживаемой энергии и реализовать скрытые потребности.
София осознала, что, по сути, никогда не была маленькой. Строгие родители воспитывали её в жёстких рамках, много времени уделяли обучению и развитию, но ставили запрет на любые яркие чувства. «Мама мне говорила: «Стыдно показывать свои эмоции. Никому не нужно знать, что именно ты сейчас чувствуешь, потому что потом тебя в этом упрекнут». Она и сама выросла в такой семье. Папа во всём поддерживал маму, но «отрывался», когда выпивал. Тогда он становился весёлым, щедрым, обаятельным, способным на экстравагантные поступки. Он мне очень нравился таким. Но ведь это было под действием алкоголя! Поэтому потом он извинялся за своё поведение. Я и привыкла думать, что таким – жизнерадостным и счастливым, раскрепощённым и искренним - быть стыдно». Её внутренние дети спрятались, затаились в тёмных уголках подсознания, замерли в анабиозе. На одну из встреч София принесла фотографию, на которой ей было три года: «Вот такой я хочу быть! Это я у бабушки. Она звала меня Софийкой. Больше никто так не звал никогда». Девчушка в смешном сарафанчике сидела на траве, вся перемазанная мороженым, и смеялась. «Мне кажется, что такую меня может полюбить мужчина». Но прошло немало времени, прежде чем нам удалось «воскресить» эту Софийку, дать возможность и сегодня ей жить в личности Софии.
«Замороженные» и спрятавшиеся внутренние дети очень сильно влияют на жизнь взрослого человека. Это влияние может проявляться как слабые или очень жёсткие личные границы, страх остаться покинутым или выражать чувства, отсутствие доверия к себе и окружающим, стремление избегать конфликтов или во всём угождать партнёру. Необходимо найти своего Внутреннего Ребёнка, принять его, дать ему возможность поверить, что он имеет право жить, что он нужен и важен. Принять и все его чувства, даже «неудобные» и «неприятные».
Жизнь человека меняется, когда происходит интеграция разрозненных и «потерянных» частей личности, когда наши внутренние дети имеют право жить.