Побывала я недавно в доме-музее Валерия Яковлевича Брюсова. На самом деле это музей Серебряного века, но о том, как меня разочаровал этот музей, я рассказывала в прошлый раз.
А вот если идти туда именно как в дом, где жил некогда первый русский символист, то впечатление останется положительное. Интерактивничать и популяризировать Литературный музей не умеет, но сохраняет мемориалы хорошо.
Благодаря 150-летнему юбилею Валерия Брюсова я подробно познакомилась с его биографией, расширила познания его творчества и решила посетить музей, как только окажусь в Москве. Неожиданно оказалась в столице в том же декабре, не так далеко от даты рождения поэта, поэтому даже застала все юбилейные выставки. День рождения у Брюсова 13 декабря по новому стилю.
Дом, в котором вокруг Брюсова собирался весь литературный свет Серебряного века находится на Проспекте Мира, недалеко от Аптекарского огорода. Очень симпатичный домик.
Валерий Брюсов с супругой Ионной жил в нём с 1910 года, потому что мог себе это позволить, как успешный литератор и наследник небедного купеческого рода. А после революции красивая и комфортная жизнь ему осталась, потому что он искренне поддерживал большевиков и боролся за новую литературу для нового общества.
Но боролся без фанатизма и ещё умудрялся подкармливать коллег другой идеологической направленности. Например, Марину Цветаеву до её эмиграции. Брюсов организовывал литературные вечера, на которых невостребованные новой эпохой поэты могли заработать хоть сколько-то денег.
Всякого неблагородного Брюсов, говорят, тоже делал много, но он же был всё-таки живой человек, которому выпало жить в сложное время.
В общем, до самой смерти он в этом доме и прожил. А умер довольно рано — в 1924, от воспаления лёгких. Хотя, ходят слухи, что здоровье его было подорвано от морфия, к которому он пристрастился благодаря одной из своих возлюбленных — Нины Петровской, той самой, которая прототип чокнутой Регины из «Огненного ангела».
Вообще личная жизнь Брюсова даже интереснее его творческого пути. То "Юноша бледный со взором горящим", то "бледные ноги"... А чего стоят его сонеты «Роковой ряд», в которых он про всех своих женщин почти без купюр заявляет! И это при живой жене. Жене он тоже сонет посвятил, вот этот:
Хотя творческий путь Валерия Яковлевича тоже очень увлекательный — всё-таки первый русский символист, который сам себя им объявил, сам себя напечатал и всем велел собой восхищаться. И все восхищались. Недоумевали, возмущались, но очень Брюсова ценили. Ещё бы! Он столько языков знал, столько всего читал, был умным, красивым, обаятельным и загадочным.
Женился Брюсов не по большой любви, а по рассчёту, потому что хотел покоя, комфорта и размеренной купеческой жизни, к которой привык. Вот и выбрал в жёны гувернантку своей младшей сестры. Жена Брюсова обожала и его бурной личной жизни и трагическими любовями, скандалами и убийствами ничуть не мешала. Понимала, что он творческий человек, и чтобы хорошо писать, ему нужен накал страстей.
Идеальная супруга пережила Брюсова на пятьдесят лет, бережно хранила его творческое наследие и прочие имущество, в том числе дом, который стал музеем.
Я довольна, что посмотрела стол, за которым Брюсов работал, увидела его роскошную по тем временам библиотеку и вообще ощутила творческую атмосферу, в которой он работал последние годы жизни.
Не могу сказать, что в музее узнала о Брюсове что-то новое, но увидеть своими глазами предметы, о которых читал в чьих-нибудь мемуарах — это всегда приятно. Например, шкаф с рукописями.
В общем, любителям всего Серебряного века этот музей не рекомендую, а тем, кто любит Брюсова, посетить его дом нужно обязательно.