Уже в начале мезолита в Европу влились два потока миграции, коренным образом изменившие ее генофонд. Эти миграционные потоки исходили практически из одного региона, но различались не только по маршрутам движения, но и по генетическим параметрам. В Части III описаны зарождение этих потоков в Южной Сибири и причины, по которым они начали двигаться.
Южный поток миграции
Напомню, южный поток составили охотники тундростепи на степных животных, обитавших в южной зоне тундростепи. Следуя за стадами животных, которые мигрировали на запад вдоль реки Иртыш, а далее Тобол, они вышли в регион Южного Урала. Далее по долинам рек к Черному морю. Довольно густая речная сеть позволила им добраться до Прутско-Днестровского междуречья и далее в долину Дуная.
По долине Дуная эта миграционная волна достигла Северной Италии, что подтверждается обнаруженными там останками самого древнего возрастом 14 тысяч лет представителя Y-гаплогруппы R1b (R1b1a – L754), останки представителей этой же гаплогруппы возрастом от 8,5-10 тысяч лет обнаружены в долине Дуная в местечке Железные ворота. Останки представителя родительской гаплогруппы R1b1* (R-L278) возрастом 7,5 тысяч лет (самарская культура) обнаружены в районе Волги.
Что дает основание предположить о формировании общности людей Y-гаплогруппы R1b на огромном пространстве от Южного Урала до Северной Италии. Причем начало формирования этой общности приходится на 15-14 тысяч лет назад, и ее существовании, по крайней мере, до конца мезолита.
Первоначально это была общность южных охотников тундростепи, которые можно отождествить с теми, кого именуют восточноевропейскими охотниками собирателями EHG.
Неизвестно, заняли ли они, на юго-востоке и в предгорьях Кавказа, безлюдные территории или ассимилировали автохтонных жителей.
Но далее на юго-западе Восточной Европы население существовала, скорее всего, произошло смешение автохтонного населения с мигрантами. Таким образом, в общность были включены люди принадлежащие к Y-гаплогруппам I2 на J2.
Северный поток миграции
В докторской диссертации В.Н. Харькова содержатся ряд филогеографических карт, приведем две из них.
На картах видно, что ареалы распространения Y- гаплогрупп R1a1a и N1a1 (или N1c1) содержат повышенную концентрацию в районе Урала. Это подтверждается процентом их представителей среди уральских народов. Также повышен процент их представителей среди некоторых народов севера – преимущественно оленеводов.
В целом это северные гаплогруппы, логично предположить, что их предки были охотниками на северного оленя. За стадами, которых, они откочевали на север при потеплении после ПЛМ. Это подтверждается рядом факторов, в частности обнаружением самых древних останков (возраст 13 тысяч лет) представителя группы R1a1b, родственной R1a1a, но тупиковой, на стоянке Веретье в Архангельской области. На этой же стоянке были найдены останки собаки, возрастом около 11 тысяч лет, по оценкам генетиков это собака наследовала 80% наследственности от северных сибирских собак и около 20% от европейских собак.
Спорным является вопрос, как представители гаплогруппы попали на север Восточной Сибири. Представители научных кругов предполагают, что люди мигрировали в Европу по Южному маршруту, а затем по долине Волги и других рек достигли севера. Считая, что люди двигались из Алтае-Саянского региона вдоль Оби до полярных широт, а затем пересекли Полярный Урал или обогнули его по шельфу, обнаженному из-за низкого уровня океана.
Мои доводы, это были охотники на северных оленей, олени с потеплением должны были двигаться вместе с привычной для них зоной (северной частью тундростепи) на север, а не на юг. Так как, при южном маршруте люди должны был бы двигаться от Алтае-Саянского региона на юг. Среди уральских народов Зауралья и северных народов существует четкий генетический след групп R1a1a и N1a1. Если бы люди обогнули Урал с юга, то им пришлось бы достаточно долго продвигаться на север против течения рек. Не говоря уж о том, что отсутствует причина для такой миграции, к этому времени (около 15 тысяч лет назад) уже сформировались природно-фаунистические комплексы, и существенных движений животных на север уже не должно было быть. За время продвижения на север собака должна была бы приобрести большую долю европейского генетического вклада, чем 20 процентов, тем более что это собака жила уже спустя более двух тысяч лет после миграции на север Восточной Европы. При северном маршруте миграции, предки собаки около 14-13 тысяч лет назад попали в Восточную Европу. Причем в зону практически изолированную от коренных жителей, тогда понятно, что практически за две тысячи лет она набрала 20% генофонда европейских собак.
Этих северных мигрантов пытаются, как и южных, зачислить в EHG, с моей точки зрения, это в корне не верно. Они различны как по генетическому составу, так и по поведенческим признакам. В последнее время появляются данные о новой группе WSHG западносибирских охотников собирателей, которые сложились из трех основных компонент северных евразийцев ANE (50%), EHG (30%) и с добавлением восточного компонента (20%). Что согласуется с моими предположениями о северном потоке миграции в котором присутствовали выходцы с востока охотники из Маньчжурии Y-гаплогруппы N1a. В научной литературе уже соглашаются с тем, что эта последняя группа пришла в Европу из Южной Сибири, надеюсь, признают и ее восточное происхождение.
В результате на севере Восточной Европы возникли две общности людей, на побережье охотники на морского зверя, и общность охотников тундростепи на северного оленя.
#мезолит #охотники тундростепи #r1a #r1b #N1a #Ehg #ane #wshg #Алтае-Саянский регион #охотники на северных оленей
Размышления о некоторых аспектах эволюции человечества. Часть I. От бонобо до ориньяка