Здравствуй, гостья-зима!
А. Толстой. "Детство Никиты".
Пронзительная маленькая повесть, написанная в эмиграции, в которой овеществленная, буквально материализованная тоска по родине. Но несмотря на это книга очень позитивная и жизнеутверждающая, вполне в духе автора. Алексей Толстой с любовью перебирает воспоминания детства, когда каждое время - как целая эпоха. Все хороши: и весна, и лето. Но начинается все с зимы. Не случайно. Именно русской зимы не хватало Толстому в Европе. В "Детстве Никиты" зима восхитительная: сугробы, горящие "кошки" на пруду, пар, от дыхания быка Баяна у колодца. Ну и, конечно, елка, игрушки, подарки и девочка Лиля с большим бантом в светлых волосах.
Мэри Мэйпс Додж. "Серебряные коньки".
Похожая история и с этой книгой. Ее написала американская писательница, голландского происхождения. Это "привет" исторической родине, рассказ о ее истории, музеях, знаменитых каналах и, конечно, коньках.
Л. М. Олкотт. "Маленькие женщины".
Своеобразной семейной сагой можно назвать и роман другой американки Л. Олкотт. Там тоже декабрь. И тоже Рождество со всеми вытекающими последствиями.
П. Трэверс. "Мери Поппинс".
А в книге М. Трэверс Рождеству посвящена целая глава. Зима, рождественские покупки и чудеса. Например, встреча с настоящей звездой из созвездия Плеяд, тоже спустившейся за праздничными покупками.
А. Чехов. "Мальчики".
Зимой нельзя обойтись без рассказов Чехова.
Вся семья Королевых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «Бррр!»
Так "смачно" описывает Чехов прибытие Володи и его приятеля господина Чечевицына в гости на рождественские каникулы.
А. Гайдар. "Чук и Гек".
К Новогодним праздникам помогут вернуться Чук и Гек. Вот где уж точно настоящая зима со снегами и морозами. Красавец многовековой лес, лайка Дружок, сердитый сторож, пропавшая телеграмма, сломанная пика для охоты на медведя...
Пока часы двенадцать бьют...
В не так уж чтобы совсем давние, но точно добрые советские времена новогодние праздники начинались с детских утренников в детских садах и школах. Родители бросали все дела и принимались вырезать, клеить, скоропостижно шить маскарадные костюмы для своих чад. Последние стежки иногда делались под самое утро. Но зато как сладко было ловить завистливые взгляды родителей - недотеп. Справедливости ради нужно сказать, некоторые костюмы смотрелись настоящими произведениями искусства. Мальвины в кружевных панталончиках, зловещая Ночь с месяцем в волосах, ликующий Огонь и, конечно, Снежинки, ослепительно белые, блестящие и прекрасные.
В. Драгунский. "Кот в сапогах", "25 кило".
В рассказе "Кот в сапогах" продолжение костюмной темы, а в "25 кило" - дорогие сердцу новогодние аттракционы и игры.
А. Куприн. "Бедный принц".
Чудесный рассказ Куприна о мальчике из богатой, обеспеченной семьи у которого, к счастью, еще остались неисполненные желания, их он и смог, наконец, вполне самостоятельно осуществить. Особенно рекомендован современным родителям неотступно следующим за своими детьми с одного занятия на другое.
Сказка за сказкой.
Новогодних и рождественских сказок - море. Но даже в этом многообразии выделяются два вечных рождественских "мастодонта" - "Снежная королева" и "Щелкунчик".
Э.Т.А. Гофман "Щелкунчик".
Гофман со щедростью истинного гения "вывалил" на читателя все детские потаенные мечты и страхи. Сладости циклопических размеров и такие же гигантские монстрообразные мыши, выползшие из темных углов. Но дело, конечно, не в них, а в Маше, так много испытавшей и узнавшей в рождественскую ночь. Порыв Гофмана поддержал другой гений - Петр Ильич Чайковский, подаривший нам волшебные рождественские мелодии.
Г. Х. Андерсен. "Снежная королева".
Самая замечательная сказка Андерсена, состоящая по сути дела из 7 рассказов. Как всегда у Андерсена все рядом, все вместе: хорошее и плохое, доброе и злое. Злобные тролли и добрая бабушка, зимняя стужа и цветущие розы, инфернально прекрасная Снежная королева и земная веселая Герда, не бросившая своего Кая. А еще Лапландка, Финка, замечательная маленькая Разбойница и Северный Олень.
С. Маршак. "Двенадцать месяцев".
Самая веселая и поэтичная новогодняя сказка. Маршак создал свой шедевр на основе кочующих сюжетов народных сказок. Юная капризная Королева, потребовавшая самый необычный новогодний подарок - корзину подснежников - получит его. Но свидетельницей новогоднего чуда станет другая девочка - самая добрая и трудолюбивая.
В. Сутеев. "Письмо"
Художник, писатель мультипликатор, В. Сутеев придумал детский новогодний вестерн, который так и просился на экран. Позже это было сделано - появился великолепный мультфильм.
Д. Родари "Путешествие "Голубой Стрелы ".
Было как раз первое утро нового года. Всю ночь напролет Фея и ее служанка путешествовали по крышам домов, разнося подарки. Их платья были покрыты снегом и сосульками.
– Затопи печку, – сказала Фея, – нужно просушить одежду. И поставь на место метлу: теперь целый год можно не думать о полетах с крыши на крышу, да еще при таком северном ветре.
Служанка поставила метлу на место, ворча:
– Хорошенькое дельце – летать на метле! Это в наше-то время, когда изобрели самолеты! Я уже простудилась из-за этого.
– Приготовь мне бокальчик цветочного отвара, – приказала Фея, надев очки и садясь в старое кожаное кресло, стоявшее перед письменным столом.
Однако, подарки получили не все дети. Исправить это положение игрушки взялись сами, отправившись в опасное путешествие. История потрясающая. Добрая, но правдивая, несмотря на то, что это сказка. Может быть для взрослых чуть жестковатая, но дети наверняка оценят.
П. Бажов "Серебряное копытце".
Старик Кокованя, девочка Даренка, кошка Муренка и козлик Серебряное копытце с 5 веточками рогов на голове. А слог! Зачитаешься. Слова точные, граненые, как разноцветные драгоценные камешки из-под ножек Серебряного копытца.
Нет, — отвечает Кокованя. — Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.
— Тебе на что это?
— А вот пойдёшь ко мне жить, так всё и расскажу. Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит — старик весёлый да ласковый. Она и говорит:
— Пойду. Только ты эту кошку, Мурёнку, тоже возьми. Гляди, какая хорошая.
— Про это,— отвечает Кокованя,— что и говорить. Такую звонкую кошку не взять — дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.
Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая, и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.
К. ван Олсбург "Полярный экспресс".
Экспресс, появившийся в рождественскую ночь вместо традиционной повозки Санта Клауса. Его подали прямо к дому главного героя. Надо только решить сесть в вагон или нет. Это первое испытание. Внутри дети в пижамах, уже интересно, а дальше...
Рисунки созданы автором. Два в одном, как и в случае с "Письмом" Сутеева. Взрослые в один голос говорят - мрачно и страшновато. А детям скорее всего понравится.
С. Нурдквист. "Рождество в домике Петсона".
История о том, как в праздник все идет наперекосяк, но заканчивается даже лучше, чем обычно.