Казалось бы, зачем ребенку делать вид, что он не понимает какой-то предмет? Оказывается, для этого может быть причина.
Сегодня я как раз расскажу о таком случае. Произошел он несколько лет назад, тогда я еще была студенткой и занималась репетиторством на дому у учеников.
Однажды, мне написала женщина, что ее сыну нужен репетитор по математике. Я согласилась, но уже при первой встрече несколько засомневалась в том, что у мальчика есть в этом необходимость.
Чтобы погрузить вас в ситуацию полностью, мне придется рассказать об общей обстановке в этом доме. Когда я вошла, меня встретила бабушка мальчика, будем называть его Жора. Бабушка была довольно груба, с порога заявила мне, что нужно аккуратнее ставить обувь и быстро идти мыть руки. При этом, чистотой в данной квартире не пахло, особенно в ванне.
Бабушка сразу заявила, что мальчик ничего вообще не понимает и моя задача просто делать с ним уроки, которые ему задают в школе. Войдя в комнату, я увидела довольно щуплого мальчишку, у которого наблюдались некоторые сложности с опорно-двигательным аппаратам, но довольно несущественные.
Когда мы начали занятие, нам понадобился ноутбук, так как задания, которые им дал учитель были в электронном виде. Оказалось, что ноутбук хранится у бабушки под строгим присмотром: Жоре разрешается им пользоваться только в присутствии взрослых. Пароль, при этом, бабушкой вводился тайно.
Но, как только бабушка вышла и мы начали выполнять задания, оказалось, что он довольно хорошо подкован в математике и моя задача была просто контролировать выполнение заданий. Объяснять что-то не было необходимости.
Так продолжалось еще некоторое время. Я приезжала, сидела с Жорой пока он делал задания, выслушивала от бабушки, что он ни на что не способен и ехала домой. Выяснилось, что у мальчика есть репетиторы почти по всем предметам. При том, что по всем признакам, семья живет небогато. Не знаю, есть ли необходимость во всех этих занятиях.
Я пыталась объяснить бабушке, что Жора довольно неплохо знает математику и способен сам выполнять задания. Но, как только бабушка сажала его за уроки, он ни в какую не соглашался делать задания самостоятельно и говорил, что ничего не понимает.
На мой взгляд, это самая настоящая выученная беспомощность. Бабушка просто убедила своего внука, что он не способен учиться сам. А он просто привык так жить и просто боится делать что-то самостоятельно, так как вообще не уверен в своих силах.
Я провела в таком режиме около восьми занятий и отказалась заниматься с мальчиком. Хоть от меня и не требовалось вообще никакой подготовки к занятию, да и на самом занятии почти ничего не нужно было делать, эти уроки давались мне трудно. Каждый раз я уговаривала себя туда ехать, а потому решила не мучать себя. Да и к тому же произошла неприятная ситуация, которая и послужила поводом для моего отказа.
Как думаете, есть ли у мальчика шанс вырваться из под этой тотальной опеки и когда-то стать самостоятельным? Мне кажется, что вряд ли.