Найти тему
Всемирная история.Ру

Почему Мао "круче" Сталина? Мнение историка-китаеведа

Оглавление

Если подсчитать полное количество жертв так называемых "ошибок" Мао Дзедуна (за четверть века его правления), то получится что-то около 70 миллионов человек. Один голод "большого скачка" унес больше 40 млн. жизней. На западе даже придумали полушутливую историческую формулу — "Гитлер + Сталин = Мао". Но с этим в корне не согласен наш заслуженный китаевед и доктор исторических наук Александр Панцов, в свое время написавший в серии "ЖЗЛ" биографию "великого кормчего". Он убежден, что фигура Мао в контексте истории весомее даже таких персонажей, как Сталин, которому тот всю жизнь подражал...

Верный ученик

Как утверждает Александр Панцов, Мао во многом считал себя учеником Сталина и всячески старался на него походить. Да он, собственно, этого и не скрывал, частенько позируя на фото с трудами усатого учителя в руках.

Но личные отношения двух вождей никогда не были ровными. После блестящей победы коммунистов в Китае кремлевский горец начал серьезно опасаться подспудной мощи новоявленного союзника. Кроме того, он совсем не горел желанием заполучить в международном коммунистическом движении фигуру, потенциально равную себе. А то, что Мао может в такую когда-нибудь вырасти, Сталин даже не сомневался. Особенно, после известного инцидента с Тито...

Не в последнюю очередь именно этими опасениями руководствовался "вождь всех времен и народов", разыгрывая опаснейшую политическую комбинацию на Корейском полуострове в 1950 г. Тогда ему хитростью удалось затянуть в "корейский капкан" США и столкнуть их с восстанавливавшимся после тяжелой гражданской войны Китаем. И хотя Мао довольно быстро осознал, что его страна всего лишь "пушечное мясо" в политических игрищах кремлевского вождя, он безоговорочно выполнял все приказы "старика" (как называли Сталина в среде китайских коммунистов).

Пройдя жесткую сталинскую школу, Мао до конца останется верным кремлевскому вождю. Во многом именно 20 съезд КПСС станет причиной будущего стремительного охлаждения между СССР и Китаем. Мао раздражали новые советские правители-ренегаты, провозгласившие курс на "мирное сосуществование с капитализмом". Однажды он даже скажет им в сердцах с трибуны:

Не надо бояться ядерной войны. Даже если погибнет половина человечества, оставшиеся будут жить при коммунизме...

Последовавший вскоре период так называемой "Культурной революции", ставший одним из самых адовых за всю многовековую историю Китая, заставит многих усомниться в нормальности "великого кормчего".

А после кончины Мао Дзедуна в Китае начнутся очень похожие процессы с развенчанием уже его "культа". Правда, китайские руководители не станут заходить слишком далеко и оценят итоги правления своего вождя по лукавой формуле "70 на 30" (70 — достижения и 30 — ошибки и преступления).

После всего этого, казалось бы, где же принципиальная разница между китайским учеником и советским учителем?

И вот тут хочется вернуться к утверждениям Панцова, который считает Мао гораздо более значимой фигурой, чем сам Сталин...

-2

Величие "красного варвара"

По мнению Панцова, чтобы понять истинное величие Мао, нужно хотя бы отдаленно представить себе Китай начала 20 века. По-сути, это было одно из самых отсталых мест на земле. Даже царская Россия, которая по сравнению с Западом считалась бедной страной с малообразованным населением, на фоне реалий Китая была на недосягаемой высоте. Если бедным крестьянином у нас считался имеющий одну лошадь, в Китае такой человек был уже богатейшим "кулаком". Многие китайцы в деревнях не имели даже обычной одежды, расхаживая в прорезанных мешках, а то и вовсе прикрытые лопухом. На рынках продавали своих детей.

Но и это было лишь полбеды. Россия все-таки была крупнейшей мировой империей, а вот Китай находился в полуколониальном статусе. В стране действовало 107 открытых портов, через которые западные державы вывозили все ценное. Центры крупных китайских городов покрывали западные "сэтлменты", где не действовали китайские законы и куда "собакам и китайцам" вход был запрещен. В общем, когда-то великая страна с древнейшей культурой была буквально оккупирована, унижена и растоптана.

На этом фоне, утверждает Панцов, достижения Мао выглядят гораздо весомее сталинских. Железом, кровью и террором "великий кормчий" смог победить в многолетней гражданской войне и собрать воедино куски разрозненного Китая, сделав его третьим центром мира, с которым отныне приходилось считаться всем. Да, кровавый тиран, но по-другому было нельзя (знакомо, не правда ли?).

Панцов уверяет, что именно путь от западной полуколонии до третьего центра мира выгодно отличает революцию Мао от революции российских большевиков, сначала разрушивших некогда великое русское пространство, а затем ради эфимерных "всемирных задач" израсходовавших почти все его ресурсы. И тем самым предопределивших 1991 год...

Вот поэтому, в отличие от Сталина, фигура Мао еще бесконечно долго будет возвышаться как над рвущемся в лидеры Китаем, так и над упадачным депрессивным постсоветским пространством. И как знать, не заменит ли она со временем статую Свободы?