Найти тему

Механизм дыхательных движений. Продолжение серии уроков в 8 классе по теме «Дыхание»

Этот урок для меня знаковый. В далеком 1996 году я давала его как открытый на 12-й разряд (тогда была еще разрядная сетка, а не нынешние категории). В следующем, 1997 году, с ним же я участвовала в первом этапе конкурса «Учитель года» (разнарядка была, меня уговорили – обещали дать 13-й разряд при любом исходе).

И теперь каждый год во время урока по теме «Механизм дыхательных движений» вспоминаю, как при высокой комиссии ученик, вызвавшийся к доске, ляпнул про легкие у рыб (всех поголовно), и как разбилась воронка, при помощи которой смастерили модель Дондерса.

Начинаю урок с устного ответа у доски. Надо же когда-то, между тестами, и развернутые ответы давать! А то ученики говорить разучатся. Вопрос ставлю нестандартно, но и вызываю по желанию. Вообще, при таком малом количестве учебных часов и такой набитой под завязку программе вызывать к доске «по журналу» стало непростительной роскошью. Минут 5 от урока уйдет только на препирательства «А чё я-то? А чё сразу я?»

Согласитесь, что такая постановка вопроса интереснее, чем стандартное "Опишите строение дыхательной системы"
Согласитесь, что такая постановка вопроса интереснее, чем стандартное "Опишите строение дыхательной системы"

Поэтому тесты и другие письменные работы пишут все, фронтально отвечают тоже все, а устно развернуто отвечают только желающие. Экономии времени ради.

К теме урока переходим при помощи следующего вопроса:

  • Почему погибает организм, не совершающий вдохов-выдохов?

Или в другой формулировке:

  • В дыхательной системе всегда находится некоторый объем воздуха. Будет ли жить человек, если этот объем не заменять на свежий?

Но это так, затравочка. Далее самонаблюдение. Предлагаю детям сделать пару глубоких вдохов и выдохов и понять, затрачиваются ли какие-либо усилия. Когда дети обнаружат усилия, спрашиваю, на вдохе или на выдохе наблюдаются эти усилия.

Отсюда выходим на проблему: на вдохе происходит заметное усилие, однако легкие не имеют мышечных элементов; за счет каких мышцы происходит движение легких?

Межреберные мышцы и диафрагму удобно рассматривать на торсе, который когда-то поставлялся во все школы. Он объемный, в этом его преимущество перед картинкой. Но если торса нет, нужно найти хорошее изображение диафрагмы – без него детям трудно понять, где она располагается и какую форму имеет.

Дальше самая интересная часть урока – демонстрация модели Дондерса. Для понимания ее устройства обращаемся к опорному конспекту (урок с его применением здесь), на котором имеются три термина, которых мы еще не касались: «легочная плевра», «пристеночная плевра» и «плевральная полость».

Обычно я заранее прошу одного ученика подготовить микродоклад о механизме дыхательного акта. Желательно, чтобы этот ученик был увлечен физикой – его рассказ окажется красочнее, эмоциональнее.

Накануне ученик приходит ко мне в кабинет, изучает текст (на фото) и «играет» с моделью, чтобы на уроке он мог свободно с ее помощью раскрыть вопрос.

У меня тогда была печатная машинка. Помню, чистила ее слишком редко, что отчетливо видно на тексте)
У меня тогда была печатная машинка. Помню, чистила ее слишком редко, что отчетливо видно на тексте)

Его задача – сначала рассказать об устройстве модели (внутренний шарик – легочная плевра, стенка бутылки – пристеночная плевра, пространство между бутылкой и шариком – плевральная полость, кусок шарика снизу – диафрагма). Затем продемонстрировать работу диафрагмы и, опираясь на физические знания о давлении и разнице давлений, объяснить увиденное.

К сожалению, это уже нерабочая модель. Специально показываю. Красный шарик в том месте, где он касается края бутылки, порвался. Зато "диафрагма" сделана из какого-то другого материала - на века.
К сожалению, это уже нерабочая модель. Специально показываю. Красный шарик в том месте, где он касается края бутылки, порвался. Зато "диафрагма" сделана из какого-то другого материала - на века.

Если есть время, можно сделать «флэшбэк» в зоологию, вспомнить, как вентилируют легкие земноводные, у которых нет ни ребер, ни диафрагмы, и как это делают рептилии. Выйти на заключение, что механика дыхательных движений, завязанная на диафрагму, эволюционно совершенна.

Для первичного закрепления знаний задаю шутливый биологический вопрос (на фото). Обычно дети сами догадываются, что каждое легкое обернуто своими листками плевры. Для демонстрации пневмоторакса всегда храню одну испорченную модель, где либо "дыхательные пути", либо "диафрагма" порваны. Показываю детям: «Ой, а чего это шарик не надувается?» Как только видят дыру, вопрос отпадает.

-5

Продолжая самонаблюдения, ученики при помощи секундомера (сиречь любимого смартфона – надо же, разрешили на уроке!) определяют количество дыхательных движений, которое они совершают за минуту.

В прошлом веке у меня был спирометр, поэтому можно было еще и определить жизненную емкость легких. Это был такой бак ведерного объема со шлангом и примитивной шкалой. Я его давно выбросила, а портативный спирометр так и не закупили. Может, оно и правильно: одноразовых мундштуков не напасешься.

В качестве домашнего задания, помимо параграфа и проговаривания опорного конспекта, желающим задаю сделать свою модель Дондерса. Отдельно оговариваю, что пятерку получат только те, чья модель будет работать и кто сможет объяснить принцип этой работы.

В результате у меня каждый год есть 3-4 новые модели. К сожалению, резина шариков ссыхается и рвется, и модели скоро перестают работать.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!