Найти тему
Имена, времена

Клавдия Шульженко и Георгий Епифанов. Поздняя любовь

фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет

о браке Клавдии Шульженко и Владимира Коралли можно прочитать здесь

Летом 1940 года студент операторского факультета ВГИК Георгий Епифанов был отправлен в Ленинград на преддипломную практику. Как-то он остановился возле афиши, которая гласила, что в музыкальном представлении «Скорая помощь» примут участие Клавдия Шульженко и Владимир Коралли. Попал на представление на «лишний билетик», который продала ему симпатичная девушка. На сцене двигался Владимир Коралли, он что-то пел хрипловатым тенорком, танцевал, шутил. Георгий с досадой смотрел на сцену. Представление показалось не очень интересным, энергичного Коралли показалось слишком много, Епифанов ушел бы, если бы не милая соседка. И в это мгновение на сцене появился огромных размеров патефон. В центре медленно движущейся пластинки стояла стройная женщина в облегающем платье. Она запела. И этот голос вдруг все перевернул. Певицу звали Клавдия Шульженко.

После концерта Георгий стал у всех спрашивать, кто такая Шульженко. Он узнал, что это известная певица, замужем за Коралли, у них растет восьмилетний сын, у них гостеприимный дом на Кировском проспекте в Ленинграде. Он еще несколько раз побывал на представлении, и каждый раз певица в центре вращающегося круга будила нем неведомое до сих пор волнение и жгучий интерес. В цветочном магазине, где он покупал букеты для Клавдии, его уже узнавали. А он раздобыл адрес Шульженко и послал открытку, в которой поздравлял с днем военно-морского флота. Подписался инициалами Г.Е. Открытки с этими инициалами он будет посылать в течение 17 лет.

Практика Георгия окончилась, он вернулся в Москву. Теперь он стал завсегдатаем музыкальных магазинов и просто толкучек, где покупал пластинки с записями Шульженко. Когда началась война, он отправился в качестве военного оператора на фронт. Все дорогие сердцу пластинки Епифанов уложил в коробку из-под кинопленки и провозил с собой все долгие военные годы. Эти пластинки служили ему талисманом, и действительно, он остался жив и здоров, несмотря на тяжелые военные испытания.

фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет

Когда пришли мирные дни, Епифанов узнал, что чета Шульженко-Коралли живет в Москве, и он стал отправлять открытки с подписью Г.Е. на московский адрес. Шульженко впоследствии сама не сможет объяснить, почему из всех писем и записок она сохранила именно его открытки.

В 1957 году певица отдыхала под Москвой, в санатории им. Артема. Епифанов приехал в этот санаторий и его представили Клавдии. «Так это и есть тот самый Г.Е.» - удивилась Шульженко. Они немного поговорили и поняли, что понравились друг другу. Клавдия выглядела очень хорошо, стройная с хорошими формами, в этом Георгий понимал толк. И он, высокий, стройный, седоватый с голубыми глазами, пришелся ей по вкусу.

Они договорились увидеться еще раз в Москве, Шульженко пригласила его к себе в гости. Он немного опоздал, но вышло еще лучше - Клавдия ждала его, соседи по квартире разошлись, сын и его семья были в отъезде. Епифанов оказался отличным рассказчиком, сообщил, что в его коллекции насчитывается уже сто пластинок с ее записями. Она не верила, удивлялась. Разговор затянулся до ночи. И когда он собрался уходить, она прямо сказала: «Вот что, Жорж. Вы или оставайтесь или совсем уходите». И он остался. Так началась история любви, полная волнений, откровений и жгучей ревности, ведь Епифанов был младше ее на 12 лет. Когда они стали жить вместе, он признался, что женат, но с женой .разошелся. И тогда Шульженко поставила ультиматум – она не будет жить вместе с женатым мужчиной. И Епифанов развелся.

Он не хотел жить в ее комнате, она не могла переехать в его однокомнатную квартиру. И было решено, что они будут добиваться новой квартиры. Шульженко отправилась на прием к министру культуры Екатерине Фурцевой. Та заставила Клавдию более часа томиться в «предбаннике». Оскорбленная Шульженко ушла. Потом она написала письмо Н. Хрущеву с просьбой разобраться в ее квартирном вопросе. Это письмо вновь попало в руки Фурцевой. И вот наконец министр культуры приняла певицу. Разговор начался с «скромнее надо быть, Клавдия Ивановна». Шульженко в упор посмотрела на Фурцеву и промолвила: «Вы, Екатерина Алексеевна, бывшая ткачиха. Сегодня министр. И кем будете завтра, неизвестно. А я певица, которую знают в народе и будут знать всегда. До свидания».

Квартиру ей так и не дали. Епифанов купил кооператив на улице Усиевича, рядом с метро «Аэропорт». Двухкомнатную квартиру обставляла, как всегда, Клавдия, она любила антиквариат и посвятила поискам красивых вещиц немало времени. Ей было 55 лет.

В это время оживилась концертная деятельность, певица много гастролировала, записывала пластинки. Любовь придала ей много сил, она сияла, много и со вкусом ухаживала за собой - косметические процедуры, обязательная физическая гимнастика каждое утро, холодный душ. А его на киностудии прозвали «наш Грегори Пек». Он был моложав, интересен, хорошо и со вкусом вел стол, обладал чувством юмора, мог подхватить шутку.

фото из открытых источников Интернет
фото из открытых источников Интернет

Некоторое увлечение женщинами с пышными формами раздражало Клавдию, и она устраивала ему сцены, которые заканчивались поцелуями и шумным примирением.

Документы о присвоении Шульженко звания народной артистки СССР пролежали более двух лет, и наконец, в 1962 году появился указ о присвоении. По этому случаю они закатили роскошную вечеринку для друзей.

Клавдия долго готовила новую концертную программу «Песни о любви». Произведения, которые она отобрала для концерта, должны были рассказать о ее чувстве, о женщине, которой скоро шестьдесят, которая любит и мучается. Она выстрадала свое право говорить о большой любви. Летом 1963 года они провели последний отпуск в Крыму вместе. Клавдия словно предчувствовала скорый финал, единственное, что ей хотелось – чтобы инициатором расставания был не он, а она. И случай представился.

Их пригласили на день рождения. Она плохо себя чувствовала, не хотела идти, он настоял. За столом был, как всегда, шумный, сыпал шутками и остротами. Клавдия заметила, как с каждой рюмкой его внимание к соседке по столу, даме с пышными формами, меняется. Он становился все развязнее, шутил с подтекстом. Ее словно вынесло из-за стола. Она скомкала прощание с хозяйкой дома и приказала ему следовать за ней. Он вяло повиновался. Дома Клавдия закатила шумную сцену ревности. Она кричала, бросала ему упреки, а про себя думала: «Куда же меня несет».

И он наконец произнес те самые слова, которые она подспудно ожидала. Он уходил навсегда. И она даже как-то успокоилась. Утром на следующий день почувствовала себя совсем хорошо. Значит, так надо было. Впереди ее, как женщину, ждало угасание.

 из открытых источников Интернет
из открытых источников Интернет

Она пригласила его на свой концерт, приуроченный к ее семидесятилетию в апреле 1976 года. После был организован небольшой ужин у нее в квартире. Клавдия и Георгий остались одни, друзья разошлись, чтобы не мешать их беседе . И тогда он сказал ей самые главные и нужные слова.