Найти тему
Просто культура

Почему пик развития немецкой культуры пришёлся на времена Третьего Рейха?

Оглавление

В чём причина такой аномалии, если обычно в тоталитарном обществе (тем более — при фашизме) любая культура приходит в упадок, ниспадая до партийно-монументального диктата? Здесь же — многие знаменитые, общепризнанные деятели культуры вышли на пик своей славы именно в тридцатые-сороковые годы... А главное — после ничего подобного, всемирно известного, не было даже близко.

Отдельные личности — бесспорно, были.
Но — не настолько известные.
Но — не в такой концентрации на временном отрезке.

Кто все эти люди?

Лени Рифеншталь, тридцатые-сороковые — «пиковая точка» немецкого кино (по мнению, например, Daily Telegraph). Арно Брекер, тот же период — по мнению многих историков, один из наиболее влиятельных скульпторов XX века и человек, оказавший значительное воздействие на всю советскую скульптуру «вообще». Знаменитым художникам того же периода — вообще нет числа.

Пожалуй, единственная сфера культуры, где в это время не было бурного «духовного подъёма» — это музыка. Но и то, из-за «планки», взятой исключительно высоко за предыдущие десятилетия: сложно стать «ещё первее».

При этом, что характерно, «после» ничего подобного, всемирно известного, не было. Назовите мне немецкого художника, ставшего всемирно известным после 1940-х. Скульптора? Кинематографиста?

Есть такие люди?
Есть такие люди?

Что возвращает нас (и лично меня) к вопросу: как это было возможно в стране, где треть населения подвергалась расовым гонениям, а «дегенеративное искусство» — громилось с особой жестокостью?
Ответ на это есть.
Но он вам не понравится.

Имелось три компонента успеха

Солидарность. Инерция. Идейность.

Пропагандистская машина Рейха была выстроена по принципу «Хорошая пропаганда не выглядит, как пропаганда, идеальная пропаганда — когда даже наши враги начинают транслировать наши идеи», что, стоит отметить, давало ей изрядную гибкость.

Как? А в этом я и предлагаю разобраться, «раскусив» каждый из компонентов по отдельности. Потому что если невозможное (вековой апогей развития искусства в жестко тоталитарной стране) стало возможным, то причины (а не какая-то одна) нужны очень серьёзные.

Солидарность как основа фашизма

-3

| Шагают бараны в ряд
| Бьют в барабаны...
| А кожу для них дают
| Сами бараны!

Пожалуй, именно этой строкой известной песни проще всего описать фашизм. Солидарность волков с овцами в интересах пастуха.
Конкретно в случае с искусством — это проявлялось в той форме, что деятелям, согласным просто
не делать/рисовать/писать осуждаемое и не критиковать «политику партии» открыто — дозволялось практически всё, да ещё с щедрым госфинансированием (при условии, конечно, правильного происхождения).

Про то, какими золотыми горами осыпали тех, кто был готов ещё и делать «правильно» — вообще умолчу.

Логичным продолжением такой политики стало некоторое сохранение ощущения свободы у творцов. Да, свободы стало поменьше — зато денег стало ой как побольше, твори, сколько хочешь! И люди, надо сказать, творили.

Инерция двадцатых

-4

Но одной солидарности — мало. Мало не только для развития, но хотя бы для предотвращения регресса из-за репрессивных мер и массового бегства «светочей науки и культуры» из страны.

Нужна была хорошая база... И она была. Что в Германской империи, что при Веймарской республике, выражаясь словами наших чиновников, «наблюдался устойчивый рост» практически во всех областях культуры и искусства — так что, подозреваю, даже не будь двух других пунктов, как минимум «средний по больнице» культурный уровень Германия бы сохранила.

Идейность

-5

К сожалению, да. Многие из жителей той Германии, включая людей искусства, искренне верили в тот бред, что «толкали» с высоких трибун.
Особенно — с учётом того, что, по крайней мере, в первые годы (и на фоне всё той же Веймарской республики) — уровень жизни населения рос «не по дням, а по часам». А люди, как известно, чаще всего голосуют и поддерживают не идею, а, так сказать, кошелёк.

Так или иначе, благодаря ли пропаганде, или просто потому что «жить стало лучше, да ещё и денег дают» — многие знаменитые культурные деятели тех лет, вроде той же Лени Рифеншталь, Гитлера поддерживали (а то и восторгались им).

Что удивительно, в Западно-германской зоне оккупации под уголовный суд не ушёл ни один из этих «деятелей».
И ни один не получил даже тюремного срока.

Когда же талант работает «за идею», какой бы она ни была — его/её произведения становятся от этого только лучше. Ещё фактор в копилку.

Почему после поражения Германии не случилось немецкого «Ренессанса»?

Кратко: потому что это было уже что угодно, но не Германия.
Кратко: потому что это было уже что угодно, но не Германия.

Здесь отмечу тезисно, потому что не это тема статьи. Но знаю, что такой вопрос может возникнуть.

  • Разделение, собственно, Германии на ГДР и ФРГ. Когда половина населения внезапно оказывается в другой стране — на культуре это сказаться хорошо просто не могло.
  • «Денацификация». Да, это было необходимо, но вместе с нацизмом старательно выкорчёвывалась и немецкая культура как таковая, «питательная почва» тех всемирно известных людей.
    Ещё очень и очень надолго Германия западная культурно была (плохой) копией культур стран-оккупантов, а Германия восточная — строила «социализм с немецкой спецификой».
  • Послевоенная разруха. Тут даже добавить нечего.

Подводя итоги (и дисклеймер).

Я не поддерживала и не поддерживаю нацизм.
Всё выше (и ниже-)написанное — это моё личное мнение и оценочное суждение, основанное на известных мне фактах.
И то, что люди вроде Рифеншталь были гениями — не отменяет того, что они работали на Гитлера (а стало быть — моего негативного о них мнения).
-7

Итак, к чему мы пришли? Громогласный успех «нацистской культуры» был предрешён — вопреки логике, здравому смыслу и историческим наблюдениям.
На Гитлера работали лучшие люди страны, вооружённые столь нехарактерной для тоталитарных режимов относительной творческой свободой, государственным финансированием, а порой — даже личным идеологическим фанатизмом.

Почему «После» такого не было? Да потому что после войны — сама немецкая культура была уничтожена практически до основания, в западной Германии — в большей степени, в Восточной — в меньшей.

Только вот где-то сейчас у новой Германии стала появляться своя, новая культура. Уникальная, но абсолютно непохожая ни на «Имперскую», ни на «Веймарскую».
Как знать — может, лет через двадцать она снова станет греметь по миру?

И на этом — я с вами прощаюсь. До ваших комментариев.