Найти тему
Николай Ахрамеев

Расшифровка картины ,, Искушение Святого Антония" Иеронима Босха. Правая сторона ,,Похоти плоти" .

Правая створка на которой показаны страсти типа ,,похоти плоти " состоящие из двух смертных грехов : ,,чревоугодия " , ,,блуд" и ,,лень".

Картину надо смотреть снизу в верх , так становится понятно ,что сюжет построен на учение Антония Великого о страстях.

-2

Первый символ -живот с воткнутым ножем символизирует собой чревоугодия .

Обе ноги у него в одном ботинки , весь он состоит из живота , который пронзает нож (страсть ). Этот человек живёт только одним интересом -угождение своему животу .

Символ означающий чревоугодие как насыщение едой , которая переходит в следующую страсть скрытую под символом ,,монах без рук в детских ходунках.

-3

  • С лева другой вид чревоугодия . Пьянство .

А выше страсть о которой предупреждает Святой Антоний .

,,По этому поводу апостол сказал: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом " Святой Антоний ,,письмо первое .

,,множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная (прп. Антоний Великий, 89, 112).

-4

Следующий сюжет .

Обнаженная женщина в соблазнительной позе смотрит на беса поймавшего рыбу. Из засохшее дерево, которое символизирует Евангельская ,,плохое дерево которое не приносит доброго плода ".

Бес учит женщину как поймать рыбу -соблазнить мужчину . Выше мы видим женщину с лицом покрытым белилами (в средние века самая популярная косметика у модниц, красивым считалось бледная кожа ,которая означала что женщина благородного происхождения и не работает в поле ) .Средневековая модница поит беса украшенного изящными крыльями . В средние века использования косметики среди христиан считалось грехом . По этому Иероним Босх использует этот символ показывая каким способом бес научил женщину соблазнить мужчину . Изящные крылья беса подтверждают эту догадку , этот бес учит женщин премудростям как себя украсить.
  • Слева у дерева мы видим человека с лестницей поднимающейся с уровня обнаженой женщины до женщины с косметикой на лице .
  • Женщина на уровни лестницы -низкий уровень соблазнения . Женщина с косметикой кормящая беса с изящными крыльями символизирует высокий уровень соблазнения .

-5

Монах без рук который находится над страстью чревоугодия как насыщения плоти.

,,11 и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам;

1 Фессалоникийцам 4:11

Эту заповедь Апостола Павла особо чтимую Антонием Великим и прописанную в его уставе , этот монах не соблюдает , по этому рук у него нет .

Детские ходунки символизируют что он не твердо стоит на ногах , кувшин на ходунках объясняет почему его не слушаются ноги -он пьян.

Детская игрушка ,,вертушка " над головой символизирует ,что этот монах не хочет работать руками , а хочет как маленький ребенок находится у кого то на иждивении.

Монах символизирует собой порок лени.

Над ним находится пейзаж захваченного турками города .

-6

На верху мы видим женщину и мужчину верхом на рыбе . Этот образ можно понять как самое сильное искушение для мужчины типа ,,похоти плоти " .Ниже бес показывает женщине соблазнительности как ловить рыбу .А тут желание соблазнительности осуществилось и она поймала свою рыбу. Если посмотреть на форму шапки мужчину ,то становится понятно ,что в голове у мужчины ,которого поймала соблазнительница. Шапка у него в форме мошонки быка .

-7

Центральная часть картины ,,похоти очей " ,начинается с похожего сюжета , утка-женщина устремлена к рыбе-мужчине , только из-за своего возраста она уже не может соблазнить его косметикой , по этому использует заклинания( по толкованию блаженного Августина колдовство относится к ,,похоти очей ") Подробную об этом образе смотрите в посте ниже.

-8
-9

По знамени видно ,что действие происходят на территории Османской Империи . В 15 веке Европу поразило новость о захвате Константинополя Османской Империи и гибели Византии . Константинополь с храмом Софии воспринимался всем христианским миром как одна из главных святынь , не много меньшим Иерусалима .

На картине видим как множество османских войнов со стен города наблюдают за битвой одинокого смельчика с драконом , в окружение трупов от погибших , по видемому ,других смельчаков .

В это время животное похожее на шакала уносит голову что бы съесть ее на берегу .

Странны Западной Европы не пришли на на помощь гибнущей Византии (которая тоже являлась христианским государством ), с одной из главных Христианских святынь Софийским Собором .Этот образ для средневекого европейца ,,захвата турками Константинополя и не вмешательства западна европейских государств" мог символизировать только одно ,,окоменелое нечувствие " .

Описанный образ находятся над образами блудниц и пьяницы-лентея, что согласуется с учениям христианской аскетики о том что , от блуда и лени рождается ,,окаменелое нечувствие " .

Во время захвата Константинополя турками византийцы много раз обращались к западу о помощи . Но на помощь пришел только отряд из 3000 итальянцев ,которые вместе с византийцами составили вместе около 7000 гарнизон который оборонял Константинополь от османов числом около 80000 . Весь объединенный гарнизон защитников города погиб .

Похоже что именно эти события отражены в пейзажи .

В лице Антония на картине показана как бороться с типом страстей :,,похоти плоти " .

-10

Антоний Великий сидит с Библией .

В Евангелие дьявол искушал Иисуса Христа когда Он постился 40 дней словами ,,преврати камни в хлеба" , на что Иисус Христос ответил ,,Не хлебом единым будет жить человек ,а всяким Словом исходящим из уст Божьих"

Святые отцы толкуют три искушения Христа из Евангелия как три типа искушений ,,похоти плоти ,похоти очей и гордости житейской"

А ,,слова исходящие из уст Божьих" это Священное Писание.

По этому Антоний Великий его и держит в руках . Это и есть способ борьбы с ,,похотью плоти" по Антонию Великому - чтение Священного Писания.

Подведем итог :

От обжорство произошла лень и пьянство от которых произошло окаменелое нечувствие .

От пьянство произошел блуд , от блуда женское соблазнение от женского соблазнения колдовство в виде приворота, которое уже является ,,похотью очей " о которых рассказывается в центральной части картины .

Приворот.
Приворот.