За период с 4 лет до школы произошло и изменилось столько, что даже не знаю с чего начать)
Наверно с того, что в 4,5 года дочка научилась уже уверенно складывать буквы в слова в несложных случаях: кот, мама, папа, хорошо, сахар, открыто/закрыто и многие другие. Это по сути дало ей возможность ориентироваться в мире без моих словесных подсказок - и с ней стало очень сильно проще, причем, в том числе, в отношении поведения, напрямую на чтение не завязанного.
- она существенно лучше стала понимать речь, слушать вопросы и указания, стала сама отвечать на простенькие вопросы (скажем, ответа на вопрос "круглое или квадратное", тыкая пальцем в мячик/ кубик/ дверь от стиральной машинки, можно было добиться довольно стабильно)
- собственная речь была все еще очень бедной, предложения из подлежащего и сказуемого, да плюс сочетание из подлежащего и определения - максимум
- однако петь песни из мультиков и запоминать стихи стала лучше, чем раньше
- проснулись неплохие способности к рисованию (наконец хватило концентрации их развить)
- истерик и криков, в результате перечисленного, стало гораздо меньше
- все еще плохо с одеждой и едой
- с громкой музыкой чем дальше, тем хуже
В 4,5 мы снова собрались к доктору из детской клиники Управ делами президента. Прием прошел гораздо лучше: дочка поздоровалась (!), ответила на вопрос про имя, еще на какие-то простенькие, принесла 2 шарика когда ее попросили (правда потом не справилась с принесением 3-х именно красных шариков - вообще интересно, она в детстве очень не любила учить цвета, освоила их кое-как уже после форм и цифр до 10). Написала буквы А, Г и С по просьбе - печатных и кривоватых конечно, но прогресс был налицо. Мы услышали, что динамика хорошая, получили бумажку, в которой было все-таки написано РАС.
После этого был еще консилиум в Институте коррекционной педагогики (что на Фрунзенской) по рекомендации из Управ делами же. На консилиуме были психолог Баенская Елена Ростиславовна, дефектолог Аршатский Александр Владимирович и еще 2 человека, которых я, к сожалению, не запомнила. Тоже был длинный прием на пару часов, тестирование взаимодействия с игрушками, с людьми. Меня удивило моделирование ситуаций для проверки реакции - например дочку слегка самую малость припугнули. И реакция, я так поняла, комиссию устроила, т.е. со стороны ребенка было осознание что что-то не так, что опасно, была защитная реакция - дочка побежала ко мне, хотя я сидела несколько в отдалении и не была географически ближайшим к ней взрослым. Вот у них диагнозы РАС, и, тем более, аутизм вызывали большие сомнения (в том смысле, что все, возможно, не настолько плохо), правда свой диагноз там не поставили. Из ИКП мы унесли большое количество рекомендаций:
а) активно применять визуализацию, например составлять "памятные альбомы" всяких интересных событий типа походов парк, поездок на море
б) тоже из визуализации: предлагая ей поехать в парк или музей, показывать картинки или фото обсуждаемого места. важно: формат фото должен отличаться от формата, используемого для памятного альбома, чтобы ребенок заодно с общей коммуникацией осваивал еще и концепт прошлого и будущего, "было"/"будет".
*я конечно упростила эти задания как умела)) я часто меняю методики под себя и дочку, есть такое свойство. в частности альбом памяти я показывала с планшета и с рамкой, а фото для предложений - более буднично, с телефона
в) четко выстраивать свою речь что для указаний, что для обычных предложений по принципу: предмет, объект +лаконичная детализация. например "принеси тарелку справа от чайника", никаких "справа от чайника лежит белая тарелка, принеси ее пожалуйста", или еще пример "говори тише потому что поздно уже" вместо "уже поздно, все соседи спят, ты же их перебудишь, как не стыдно. тише!". на этом пункте мне стало понятно, почему у некоторых педагогов и родственников общение с дочкой не клеилось ну никак))
г) чаще спрашивать не только в формате "да или нет", "то или это", но и "понравилось/не понравилось", "где была/что делала". правда это оказался совет несколько навырост - дочка стала нормально отвечать на такие вопросы уже совсем накануне школы
Сказали в целом не морочиться АВА терапией, ребенок другого поведенческого образца - на нее можно и по-другому воздействовать, а дрессура может привести к агрессии и потере контакта. Плюс посоветовали почитать Альманах института, уже не помню какой номер и какую статью - но помню, что в итоге я прочитала оттуда не только статью, но много чего еще про особенности поведения. Кому как, а мне в целом полезно почитать структурированные мысли на тему, самой спокойнее становится)
На постоянные занятия прямо в институте не взяли в связи с очередью из детей куда более сложных
Через пару месяцев после домашней отработки рекомендаций дочка первый раз меня спросила "мама, ты пришла из магазина"? Аллилуйа, мы говорим о прошлом - подумала я
В 5,5 лет ситуация выглядела следующим образом:
- дочка научилась складывать простенькие числа - почти сама, меня попросила только в первый раз объяснить, что значит +, а потом - 3 часа(!) играла в раскраску по номерам с сайта igraemsa, которая вместо маркировки цветов отдельными цифрами содержала маркировку простенькими примерами типа 3+1
- поведение в заведениях навроде Экспериментаниума и павильона Космос стабильно наладилось (ну, почти) - ходила спокойно, с другими детьми взаимодействовала особо не выделяясь, хоть и бедно. еще мы ходили на фестиваль Наука 0+, там приключилось счастье в лице выполнения задания от неподготовленного специально человека - дочка сделала 3d ручкой сердечко под руководством студентки, представлявшей стенд. т.е. на 10 минут концентрации в условиях шума-гама дочки вполне хватило
- из неприятного: в дочкины лет 5 психолог провела тесты для детей по образцу теста Векслера, сказала что вся вербальная часть почти 0, невербальная более-менее, общее впечатление плохое - отчасти потому что вербальных заданий больше, но тем не менее
Одновременно пришло понимание, что к школе уже пора готовиться вовсю - дочка декабрьская, должна была идти в школу в 6,5 лет
Обычные курсы подготовки отпали сразу же: долгое время концентрации и приличного поведения все еще были несбыточной мечтой. Мы сходили в школу на собеседование - отвечала она неплохо, вела себя более-менее, но больно уж тормозила. А на выходе каак цапнула меня зубами за руку, давно такого не было.. Однако выдержала больше часа перекрестного допроса, что в какой-то степени радовало.
Я придумала некоторые меры для подготовки ребенка к непростому школьному испытанию:
Во-первых, вместе с книжкой на ночь и нас появились прописи на ночь - т.е . перед книжкой надо было написать полстраницы, потом страницу, потом разворот прописей (я взяла какие-то модные прописи, где на развороте чередуются сложные задания и попроще, чтобы ребенок расслабился немного)
Во-вторых, принялась искать очные занятия хоть какие-то, чтобы она привыкала к тому, что ей что-то рассказывают и надо слушать и делать. Обошла прилично мест от пресловутой 3d ручки до бумажной аппликации - везде одно и то же: не делает как положено. И все теперь, даже присутствовать нельзя, "мы же хотим детям ДАТЬ". В конце концов я нашла художественную студию, в которой толерантно отнеслись к дочкиной манере прийти, взять краски и мольберт и рисовать картинку из головы (а не то, что там всем показывают). Здесь выяснилось, что рука у нее хорошая, да и чувство пропорции неплохое - ее картины даже вывешивали наравне с картинами остальных. Для дочки это был большой опыт: она стала более вовлеченно ходить по художественным музеям, выдерживать 30 минут неплохого поведения и навык рисования ушел вперед все-таки
В третьих, я ей организовала онлайн занятия по английскому в одной довольно известной школе. Выбрала учителя, у которого самого ребенок, плюс мне понравилась манера говорить - четко, доброжелательно, но без сюсюканья. Сначала эти занятия работали только при наличии суфлера в лице меня. Причем суфлера с английского на английский)) Язык-то она знает неплохо. Потом потихоньку стала слушать уже преподавателя и работать без суфлера, только на пинательном приводе.
И предшкольным летом я поняла - ладно, можем попробовать сунуться в этот ваш первый класс.