Найти тему
НУАР-NOIR

Невинной юности сумрачный трепет

-2

Сегодня мы будем говорить об удивительном мистическом фильме «Пикник у Висячей скалы» (1975), который упоминали в недавнем материале, посвященном проблеме школы для девочек как локации, что нередко в кино является опасной или сумрачной.

Впрочем, «Пикник у Висячей скалы» очень сложно назвать пугающей лентой, в большей степени крайне загадочной. Это подобно романам Густава Майринка, которые никак нельзя путать с прозой, например, Дина Кунца. Хотя с формальной точки зрения оба эти явления относятся к сфере «мистических триллеров».

Многие сравнивали это кинематографическое творение Питера Уира с «магическим реализмом», только перенесенным из сферы литературы в кинематограф. Лично мы вели бы речь о модерн-сказке или мистическом ар-нуво, когда режиссер наигрывает наивную мелодию на струнах внутреннего страха зрителя перед неизведанным.

В основе сюжета – исчезновение группы девушек, которые для празднования дня Св. Валентина направились на природу. Дело происходит в 1900 году, что как бы символизирует смену эпох. Несмотря на массовое убеждение, что фильм основан «на реальных событиях», они были заимствованы из книги Джоан Линдси.

К слову сказать, это была не первая попытка экранизации. В 1969 году был снят короткометражный триллер «День Св. Валентина». Но всё-таки известность данному сюжету, сделав его своего рода «городской легендой», принес именно маэстро странного кино Питер Уир.

Он не дал однозначного ответа на мучившие многих зрителей вопросы. Как говорится: у каждой страны должна быть своя группа Дятлова. Не случайно, один из персонажей говорит: «Разгадка где-то рядом» - что позже в чуть измененной форме стало негласным слоганом «Секретных материалов».

Кадр из фильма «Пикник у Висячей скалы» (1975)
Кадр из фильма «Пикник у Висячей скалы» (1975)

В фильме есть множество метафорических подсказок, которые позволяют утверждать, что корень проблемы имел мистический характер. В частности, это бесконечно повторяющийся мотив «Спящей красавицы». Опять же некоторые моменты, на первый взгляд сугубо обыденные, относятся к ритуальным практикам.

Кадр из фильма «Пикник у Висячей скалы» (1975)
Кадр из фильма «Пикник у Висячей скалы» (1975)

Сцена вонзания ножа в праздничный торт - явная аллюзия к жертвоприношению. Намек на жертвоприношение звучит в словах девочки, которая говорит про скалу: «И все эти годы она нас ждала». Опять же группа проходит через несколько символических преград. Сначала - через калитку. Затем «избранные» преодолевают ручей, как бы приближаясь вплотную к иной реальности.

Кадр из фильма «Пикник у Висячей скалы» (1975)
Кадр из фильма «Пикник у Висячей скалы» (1975)

Двусмысленные подтексты и «Девушка на мосту»

Обход скалы также является ритуальным действием. Оно как бы позволяет погрузиться сквозь действительность во что-то очень древнее и неведомое. Показательно, что у всех участниц прогулки остановились часы, а звуки, издаваемые насекомыми, вдруг превращаются в «шум модема».

Кадр из фильма «Пикник у Висячей скалы» (1975)
Кадр из фильма «Пикник у Висячей скалы» (1975)

Опасная локация, где слишком много юных барышень

От себя добавим частную версию, почему Ирма была «возвращена». Мы можем видеть у неё золотой зуб, а все пропавшие девушки должны были избавиться от вещей «нашей реальности». Зуб по понятным причинам был неотъемлемой, но чужеродной частью барышни.