Найти тему
Исторические напёрстки

Подавление воли ложью: что не так с христианским «покаянием»…

Постараюсь держаться в рамках традиционного монотеизма, не сильно сворачивая на тропки атеизма, говоря о такой деликатной и краеугольной теме в христианстве — «покаянии». Не очень вдумчиво читающему Библию посетителю православных (и прочих) храмов — жрецы, с самых первых минут погружения в веру, сообщат жёсткие формулы из Деяний:

«Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа».
«Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши».
«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться».

Сразу расставим акценты. Слово, которое написано в Новом завете, — греческое: «метанойя». Переводится — «передумывать», «каяться», «менять мнение», «вразумляться», «покаяться», «раскаиваться». Если брать прямой смысл дословно — это «перемена ума». Впервые оно было применено в различных переводах Аристотеля, который над «покаянием» очень много размышлял. Что же означает этот знаменитый христианский призыв — «Покайтесь!»?

Если следовать богословскому толкованию: покаяние — это осознание грешником своих грехов перед Богом. «Первый шаг к Богу, к духовному возрождению и спасению». У любого здравомыслящего человека сразу должны возникнуть простейшие вопросы:

  • какому богу необходимо каяться;
  • какие именно грехи нужно осознавать;
  • раскаиваться нужно за неправильные поступки или за «неправильную веру»;
  • можно ли считать «покаянием», если самостоятельно встал на путь безгрешной жизни.

Может, у кого ещё вопросы возникли, но уже заданных вполне достаточно, чтобы начать отвечать: христианин кается перед Иисусом, меняя «неверие в него» на «веру в него». Это понятно, буквально читая апостолов Нового Завета. Но данное утверждение вступает в вопиющее противоречие с Ветхим Заветом, почему-то.

Дальше отвечаем на вопросы: христианин кается в «грехе неверия в Иисуса». Это главное. Как быть с остальными грехами, которые подробно изложены в заповедях, данных Моисею? Где грехи, связанные с пищей, например… Это к евреям относится только? Чем вызвана такая избирательность, почему Иисус не растолковал, что из 10-ти заповедей нужно игнорировать четвертую: «Соблюдай день субботний, чтобы освятить его, как повелел тебе Бог, Всесильный твой»?

Самое загадочное в христианском покаянии. С какого рожна «покаявшийся» считает: после этой процедуры он «спасён по благодати», независимо от дальнейших и прошлых своих проделок? Вот и очертили круг проблем, постараемся распутать клубок противоречий историческими фактами.

Техники покаяния.

Что нужно вести счёт своим «грехам» и как-то оправдываться за них перед высшим существом — человечество сообразило давно. Это обычное психическое состояние в тревожные моменты, когда внутри человеческого «Я» зарождается… сожаление о совершённых поступках. В архаичных верованиях, прочих религиях (даже монотеистических) проблема решалась очень просто.

Совершивший проступок (грех) человек должен успешно воздействовать на самого себя. Обязательно посмотреть на своё прошлое — с высоты настоящего. Это и считалось «покаянием», после которого неизбежно наступал процесс внутренних изменений. Под пристальными взорами социума.

То есть, обязательный элемент праведной жизни — именно осознание и признание собственного проступка. Путём самоанализа очерчиваются границы непотребного поведения (нарушения законов-заповедей)… и следует отказ от такого в будущем. Всё просто, аки пасхальное яичко.

Но христианство на то и христианство, чтобы всё максимально запутать. Ввело понятие трёх практик, которые являются внешними и внутренними проявлениями «покаяния»: пост, молитва и признание греха. Первое вообще не имеет никакого отношения к раскаянию, это сакральное действие для духовной концентрации, само-исключение себя из общества на какое-то время. Чтобы собраться с мыслями.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Молитва тоже не «покаяние», это рефлексия. Пусть даже обращена к самому божеству. Она сопровождает настоящее «раскаяние» крайне редко, поскольку бормочется автоматически, без глубокого осмысления. Оставим за скобками факт, что бог нуждается в каких-то словах. Он ведь всемогущ, для него нет тайн, грехи видит словно через мелкоскоп, читает их в сердцах, ведёт учёт даже. В призывах к действию не нуждается, при жизни грехи не отпускает.

А вот «признание греха» человеком — это совсем другое. Если говорить с точки зрения материализма — это назначение чей-то власти над собой. Происходит не диалог, а трудный внутренний монолог. Покаяние приносится не себе, а кому-то другому. Тем самым кающийся отдаёт себя полностью во власть якобы потерпевшей стороны. Неважно, это небожитель или реальный человек.

Итожим. Все три практики (пост, молитва, признание греха) работают в одном направлении, создают дисбаланс внутреннего мира человека. Это ли настоящее раскаяние? Нет, конечно. Налицо обычные элементы коммуникации, которые редко сопровождаются яркими эмоциональными состояниями, совсем не свидетельствуют о человеческой способности к изменению. Напротив, перекладывают ответственность на стороннюю сущность, в чьи руки себя отдает кающийся.

Сектанты Мёртвого моря.

Итак, Ветхий Завет совершенно определённо говорит, что такое покаяние. Это призыв к внутреннему преобразованию, прямое следование заповедям. Ничего общего с духовными наставлениями пророков, какой-то придуманной позже моралистикой. Эти агенты божественного влияния приходили, чтобы объяснить действия ветхозаветного бога, а не добиться духовных изменений публики. Сообщая строго и сурово о причинах наказания или вознаграждения за те или иные поступки. Человека, семьи, народа.

Ветхий Завет не знает «концепцию покаяния». Что логично, ведь библейское представление о человеческой личности в корне отличалось от нашего. Это нас христианские жрецы научили философствовать, придумывать какие-то «внутренние миры», с возможностью этих субстанций осознанно влиять на поведение и внешние поступки. Чтобы «укротить некий дух»… призывают поститься, к примеру.

На самом деле Ветхий Завет совсем о другом: человеческие поступки не отражают «внутреннее состояние души». Пост там — просто стратегия, усиливающая обращение к высшему существу, чью власть над собой ты признаешь. Библейские тексты не верят, что человек может самосовершенствоваться благодаря рефлексии молитвы. Они про совсем другое. Как божество способно своей волей менять людей.

Но вот в иудаизме появляются еретики-раскольники, сектанты Мёртвого моря, из чьей среды потом выйдут идеологи христианства, последователи Иисуса. Их было много, судя по разнобою двух дюжин Евангелий. Не везде пульсирует мысль, что люди изменят себя сами. Многое происходит по воле творца, который в конце времен воссоздаст человека заново, «дабы он не грешил всей природой своею».

Сохранился устав кумранской общины, где детально описаны ритуалы инициации и очищения. Но это не «покаяние», которое символизирует внутренние преобразования членов общины, а воссоздание нового человека божеством. Посредством воды, чаще всего, которая «искупает грехи». Каяться ни в чём не нужно. Просто следи за своим дальнейшим поведением, следуй заповедям строго и неукоснительно.

Именно так поступал Иоанн Креститель. Говоря и проповедуя покаяние (метанойя), не имел ввиду самостоятельные усилия человека к «внутренним изменениям». Своим сакральным купанием в Иордане — чудесным образом преображал адепта нового учения. Так же поступал Иисус. Исправление грешников происходит лишь благодаря его воле, а не усилиями самих грешников. От них не требуется долго и муторно поститься, молиться и каяться. Бог пришёл, увидел и… простил. Всё.

Новозаветные тексты — не мораль какая-то. А предсказание, наглядная инструкция. Она показывает грядущие всемирные, почти космические перемены в жизни человечества, на которые никто из смертных не способен повлиять, хоть лоб расшиби в молитвах и «покаяниях». Апостол Павел часто проговаривается о новом сотворении человечества, где субъект творения — сам Христос.

Читайте буквально, что написано! Не выдумывайте «скрытые смыслы»! Книжка писана для примитивного разумения архаического человека. «Избавление», которое должно случиться с абсолютно пассивными людьми, — нужно принять. А не сотворить. Об этом говорил Иисус. Но такая поставка вопроса категорически не устраивала его предприимчивых последователей.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

В длительном ожидании

Второго Пришествия, когда оно никак не наступало… постепенно начинает формироваться знакомое современным христианам понятие «покаяния». В религиозных текстах Отцов всё чаще мелькают слова: греческое «метанойя», латинское «paenitentia» и еврейское «тшува». Имея разные смыслы изначально, они приобретают новое значение, становясь неким «духовным упражнением».

Ничто под луной не ново, это наглое заимствование из эллинистической «концепции личности». Способность к самоанализу и самосовершенствованию. По Аристотелю, «метанойя» обозначает болезненную рефлексию, когда грешник раскаивается в своём прошлом. Античные стоики всегда с презрением относились к «метанойе», не считая её достойным переживанием для мудреца.

Но вот последователи «платоников», тот же Плутарх, стали очень ценить «метанойю», посчитав «покаяние» действенным методикой духовного роста. Еврейский философ Филон Александрийский тоже порой считал это добродетельным действием, даже рекомендовал способ не только мудрецам. Только к христианству не применял, говоря об обращении «из греха в праведность» (из язычества — в иудаизм).

Апокрифы в своих повестях и «литература мудрости» начинают всё чаще использовать «мотив раскаяния». Даже занимать центральное место, как в случае с преданием «Иосиф и Аснат». Это произведение конца первого века нашей эры, написано греческим языком в Египте. Там через «покаяние» Аснат, дочь египетского жреца, «меняет себя», становится подобающей невестой для Иосифа, сына Иакова. «Покаяние» воплощено в фигуре бога, спустившегося с неба, ставшим заступником для Аснат.

Уже в середине III века нашей эры апокриф «Заветы двенадцати патриархов» (написан в I веке) полностью меняет представление о «покаянии». А сыновья Иакова описываются иудеями Палестины — как некие моральные эталоны. Они… часто каются, рефлексируя в длительных молитвах. Это названо «выбором души».

Апокриф «Заветы 12-ти… » выбран не случайно, благодаря ему пишется финальная версия Библии. Использование образов патриархов окончательно укореняет мотив «покаяния», легитимирует новую духовную практику. Другое прочтение «метанойи» буквально впечатывается в текст Писания. Даже иудейские раввины начинают говорить о покаянии (тшуве) в ином ключе, напирая на психическую практику, лежащую в основе праведной жизни.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Библейский канон (Пятикнижие, Пророки и Писания) становится перегружен диалогами «о судьбе грешников», которые способны отвести беду лишь искуплением через жертвоприношение. Появляется фраза, которой не было в прежней Торе, её произносит сам бог: «Грешник должен покаяться и быть прощён». Хотя раньше такие вопросы решались совершенно иначе. Собрав ветхозаветные истории, процесс должен выглядеть так:

  • грешник признаёт перед собой — поступок совершен неправильно;
  • осознаёт прегрешение точно и понятно, ясно видит далеко идущие последствия неправедного поступка;
  • исследует свои действия, чтобы понять причины;
  • делает возможным его предотвращение в будущем;
  • исправляет всё, что ещё можно исправить, возместить причинённый кому-либо ущерб;
  • публично признаёт неправильность поступка перед всеми, кто от него пострадал;
  • никогда больше так не поступает.

Таким было «покаяние» до времён последователей Христа. Если совершалось из страха перед «гневом божиим» — грех прощался. Но если из любви к небесному Творцу — грех переквалифицировался… в заслугу. Так работал принцип раскаяния Ветхого Завета. Если совсем доступно сказать: процесс покаяния сводился к полной перемене поступков, а не веры (в бога или определённые догматы).

Это главный стержень Ветхого завета, частично — иудаизма. Когда праведные дела неотделимы от самой веры. Это такой специфический образ жизни, когда безоговорочно принимаешь синайское откровение Моисея. Кстати, можешь в конкретного ветхозаветного Яхве евреев… не верить. Каяться в неверии тоже не требуется, это специально свыше оговорено:

«пусть лучше евреи оставят Меня, но будут верны Моим законам». (пророк Иеремия)

Очень простой и понятный смысл: богу важнее поступки людей, а не их вера. Именно прижизненные дела являются главным критерием, который и будет главенствовать в материалах Судного дня. На этом основаны абсолютно все религиозные течения, едва начиная приближаться к монотеизму. От самых реформистских до архаичных и ортодоксальных.

«Покайся!».

Этот христианский вопль, особенно когда обращён к язычникам или иноверцам, не имеет никакого отношения к подлинному покаянию. То есть, «повороту назад, возвращению к богу». Язычники не ведали заповедей, по котором следует жить. Как они могли покаяться в том, чему их не учили? Или вернуться туда, где близко не были? Не могли раскаяться в неправедных делах, потому что не ведали: какие есть праведные. Или нарушают Его Волю.

Но, как только христианство стало государственной религией, главным требованием стало: кайтесь в самом главном грехе, эллины-язычники — неверии в Иисуса! Без подробностей и зачтения заповедей. Хотя такого греха нет в помине, бог о нём помалкивает. Процесс пошёл дальше, богословы сформулировали собственное понятие «о покаянии». Оно простое: признай свою вину перед богом, испроси у него прощения, начни жить в соответствии с божьими требованиями.

Но старательно обойдены вопросы: в чём именно заключается вина человека перед богом, за что конкретно необходимо просить прощение, в чём именно заключаются божьи требования.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Главная хитрость, придуманная Отцами церкви в процедуре «покаяния», — полное сокрытие планов Господа. Нигде не прописано, чего конкретно требует Творец от человека. Все тексты на эту тему переполнены лишь сугубо теоретическими и размытыми фразами «о покаянии и отвращении от греха». Перемежающиеся нравственным ориентиром, который указывает «Слово Божье».

Какое именно? Если с евреями и Моисеем всё кристально понятно, где специальный кодекс за авторством Христа? От каких именно грехов нужно отвращаться добропорядочному христианину? Огласите весь список, ... пжалста!

То есть, размытое понятие «греховности» христианства формирует у адептов стойкое чувство вины, которое амбивалентно. Если ты не следуешь заповедям, данным Моисею, — должно быть понимание: этим ты огорчаешь бога, но всеми силами стремишься исправить своё поведение. Такое чувство вины — полностью конструктивно.

Но ведь в христианстве всё с ног на голову. Тут человеку внушают: ты законченный грешник без возможности исправления, а «спасение» зависит исключительно от воли божества. Такое чувство вины — абсурдно и деструктивно. Раскаяния по поводу (а чаше без оного) в немыслимых, придуманных на ходу грехах, от которых невозможно избавиться без Иисуса — сформировали стойкий комплекс неполноценности, заниженную самооценку личности и всего общества.

Когда Церковь учила свою паству «праведной жизни», подробно растолковывая заповеди? Никогда. Нет инструментария такого. Лишь полнейший бред с запретами, о которых несчастный боженька даже не ведает. То на яичко в постный день, то на совместное мытье в бане. Христианство использует только одну сторону медали, совсем не обращая внимания на обратную, где написано о настоящем «спасении».

Христианам дозволено играть в очень опасную для психики игру: непрестанно каяться (до конца не понимая, в чём именно заключается вина). Опять грешить, потом каяться, грешить-каяться. Вместо того, чтобы строго следовать заповедям, шаг за шагом исправлять собственные поступки, а не копаться в «греховных мыслях». Ещё античные мудрецы сказали:

«самая страшная мука - чувство вины, от которого не может избавиться грешник».

Как это победить? Вечным покаянием или всё-таки конструктивным действием, постепенным движением в делах к праведности?

Выводы.

Как разобраться с «раскаянием» в… религиозном понимании? Трудно вам на это ответить махровому материалисту и атеисту. Но точно известно: «покаяние» должно вести к сильному изменению норм поведения человека, обязательно фокусировать внимание на будущем. Ни в коем случае не тащить в греховное прошлое, будоражить вечное чувство вины и отрицательное представление о себе.

Главная причина всех религиозных неврозов — когда человек начинает считать себя «нечестивым» из-за прошлых неблаговидных поступков, зачастую придуманных, с его вероучением напрямую не связанных. Такие психопаты не верят в возможность улучшения своей судьбы или кармы, как бы не каялись. Попадая в капкан сознания, становясь пленником собственного греховного прошлого.

«Не считай сам себя грешником: ибо когда человек отчаивается исправить себя, и если ему предоставляется возможность согрешить, он позволит себе это сделать». (трактат «Авот»)

Читайте Библию, не слушайте всякий бред от невежественных и предприимчивых жрецов. Господь ни в одном эпизоде не требует от человека стать совершенным. Наоборот, он уверен в невозможности такого. Замысел любой другой религии (кроме христианства) совсем другой: «Ты не обязан закончить работу, но не можешь ее бросить».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Ортодоксальное христианство уже почти полвека бесит детских психологов, которые устали распутывать тугие узлы «семейной греховности». Родители начинают осуждать детей за их несовершенство, требуя праведного поведения. Когда не получается — впадают в гнев. Потом начиная осуждать себя, как несовершенных наставников, порождая острое чувство вины.

Которое… тоже гнев, но уже направленный внутрь, на самих себя. Круг замыкается, вместо нормальной жизни начинается сплошное «раскаяние», неврозы, порождающие немотивированную агрессию и т.д. Хотя тумблер рядом. Всего-то стоит правильно (и самостоятельно!) читать свою настольную Инструкцию по религиозности головного мозга.

Где сожаление и раскаяние — это здоровые, конструктивные чувства. Но только при условии, если являются реакцией на действительно плохой поступок (грубое нарушение заповедей, а не появление каких-то греховных мыслей). А второе условие: эти переживания приводят к практике прекращения плохих поступков в дальнейшем. Это и есть придуманный богом «механизм исправления человека». Точка.

-7

#история религий #история христианства #покаяние #библия #грешники #священное писание