Чтобы выстраивать успешные, выигрышные стратегии и не упускать жирный кусок пирога в борьбе за рынки, бизнес-стратеги должны понимать, что такое вертикальные рынки (относительно горизонтальных цепочек ценности Value chain), те самые, о конкуренции на которых необходимо думать.
Как устроен бизнес? Например, банковский.
В его цепочке есть различные звенья, в том числе:
- звено привлечения средств
- финансовые продукты, которые производит банк
- и есть звено - мобильное приложение, которое сделал банк
Банк рассматривает его просто, как канал продаж своих кредитных продуктов. И банкиру очень сложно понять, что в этом контексте он не с банками конкурирует - а с мобильными приложениями, причем конкурирует он на рынке мобильных приложений, где клиент выбирает то или иное мобильное приложение.
Исходя из этого, выбрав нужное приложение, клиент выберет нужный ему банк и нужную ему финансовую систему.
То есть конкуренция между банками переходит в конкуренцию мобильных приложений, внутри вертикального рынка.
Рассмотрим еще один пример вертикальных рынков – в контексте курьерской службы, логистики.
Какие звенья есть в цепочке Value chain?
- Сбор заказов
- Их доставка между границами
- Склады, доставка туда и хранение
- На складе оказываются определенные услуги – упаковка этих посылок, например, распределение, отгрузка для продажи непосредственно со склада, фулфилмент.
Компания, которая занимается курьерской доставкой, выигрывает долю рынка по складам, по таможенным перевозкам, по логистике, и т.д.
Все звенья внутри компании интегрированы вертикально, та услуга, которую компания продает клиенту, состоит из расходов по этим звеньям, входящим в Run, операционную модель.
При этом, например, начинает резко расти сегмент, связанный с отгрузкой посылок прямо со склада, фулфилментом – то есть это растущий рынок, в котором происходит конкуренция различных сервисов по фулфилменту. Если компания этот рост проигнорирует, не увидит, что она является игроком этого вертикального рынка, который растет кратно, она «профукает» свою долю в нем.
Таких стратегических ошибок лучше не допускать – растущие рынки нужно мониторить и видеть то, как ваш бизнес играет на вертикальных рынках – чтобы свою долю и свой кусок пирога не упустить.
Нужна помощь в обучении топ-команд стратегии цифровой трансформации? Обращайтесь!
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.