Найти в Дзене
Роман Рабинович

Вертикальные рынки

Оглавление

Чтобы выстраивать успешные, выигрышные стратегии и не упускать жирный кусок пирога в борьбе за рынки, бизнес-стратеги должны понимать, что такое вертикальные рынки (относительно горизонтальных цепочек ценности Value chain), те самые, о конкуренции на которых необходимо думать.

Как устроен бизнес? Например, банковский.

В его цепочке есть различные звенья, в том числе:

  • звено привлечения средств
  • финансовые продукты, которые производит банк
  • и есть звено - мобильное приложение, которое сделал банк

Банк рассматривает его просто, как канал продаж своих кредитных продуктов. И банкиру очень сложно понять, что в этом контексте он не с банками конкурирует - а с мобильными приложениями, причем конкурирует он на рынке мобильных приложений, где клиент выбирает то или иное мобильное приложение.

Исходя из этого, выбрав нужное приложение, клиент выберет нужный ему банк и нужную ему финансовую систему.

То есть конкуренция между банками переходит в конкуренцию мобильных приложений, внутри вертикального рынка.

Конкуренция внутри вертикального рынка
Конкуренция внутри вертикального рынка

Рассмотрим еще один пример вертикальных рынков – в контексте курьерской службы, логистики.

Какие звенья есть в цепочке Value chain?

  • Сбор заказов
  • Их доставка между границами
  • Склады, доставка туда и хранение
  • На складе оказываются определенные услуги – упаковка этих посылок, например, распределение, отгрузка для продажи непосредственно со склада, фулфилмент.

Компания, которая занимается курьерской доставкой, выигрывает долю рынка по складам, по таможенным перевозкам, по логистике, и т.д.

Все звенья внутри компании интегрированы вертикально, та услуга, которую компания продает клиенту, состоит из расходов по этим звеньям, входящим в Run, операционную модель.

При этом, например, начинает резко расти сегмент, связанный с отгрузкой посылок прямо со склада, фулфилментом – то есть это растущий рынок, в котором происходит конкуренция различных сервисов по фулфилменту. Если компания этот рост проигнорирует, не увидит, что она является игроком этого вертикального рынка, который растет кратно, она «профукает» свою долю в нем.

Пример конкуренции на вертикальном рынке
Пример конкуренции на вертикальном рынке

Таких стратегических ошибок лучше не допускать – растущие рынки нужно мониторить и видеть то, как ваш бизнес играет на вертикальных рынках – чтобы свою долю и свой кусок пирога не упустить.

Нужна помощь в обучении топ-команд стратегии цифровой трансформации? Обращайтесь!

Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.