Найти тему
Заметки Моргора

Алатырь-камень: этимология и образ

Оглавление

«Алатырь-камень», – произнесёшь сие словосочетание – и вроде бы чем-то волшебным, сказочным повеяло. Конечно волшебным – Алатырь в уйме заговоров упоминается.

Доводилось мне читывать рассуждения одного сетевого «мудреца» – судя по его печатным речам, великого мага с дипломом Хогвартса (ну или Тибидохса – школы магии для трудновоспитуемых юных волшебников из пародии Дмитрия Емеца) и патентом на просветительскую деятельность. Утверждал сей персонаж следующее: заговоры, где фигурирует камень Алатырь, не работают, потому что они извращены. Алатырь-де – это слово-блок на магию, потому как обозначает алтарь, а алтарь – это сразу христианство, а христианство – -100% к магии любой направленности, кроме некромантии. Виноваты, как всегда, проклятые семиты, которые навязали этот образ славянам, внедрили его в славяно-арийскую школу магии и заблочили оную на фиг.

Справедливости ради, стоит отметить, что так уж запросто ничего в народное сознание не воткнёшь (и даже под самыми христианскими на первый взгляд мотивами притаилось исконное языческое, притаилось – и ждёт терпеливого и трезво мыслящего исследователя), а в заговорах вполне себе фигурирует куда более откровенно библейская Сион-гора, к примеру, без всякой ретуши. К тому же из виду как-то упускается, что зачастую чтение заговоров предполагалось совершать в особых условиях: натощак, не евши сколько-то дней, обратившись на восходящее солнце и так далее и тому подобное, конкретные условия к конкретному заговору собирателями фольклора фиксируются далеко не всегда.

А происхождение слова «Алатырь» от «алтарь» – лишь одна из версий. К слову, сам алтарь не всегда увязывается с христианством.

Этимология

Начнём уже с упоминавшейся версии с алтарём. Разработал её историк литературы Александр Николаевич Веселовский (годы жизни: 1838 – 1906). Данный деятель изучал легенды о сионских камнях в русской народной поэзии, с позиции своего исследования и предположил, что «Алатырь» – это алтарный камень. Хотелось бы отметить, что этимология же самого слова «алтарь» также не совсем ясна. Предполагают происхождение от «adoleo» (воскурять) или «alo» (кормить). С точки зрения банальной хронологии, в первую очередь, алтарь – это место жертвоприношений, жертвенник, а часть христианского храма – уже во вторую. Иначе говоря, сие слово вошло в церковный обиход из греческого язычества.

Лингвист Виктор Владимирович Мартынов (годы жизни: 1924 – 2013) полагал, что «Алатырь» происходит от иранского *al-atar (что буквально и означает известный эпитет «бел-горюч»).

Другой лингвист, Олег Николаевич Трубачёв (годы жизни: 1930 – 2002) считал «Алатырь» славянским словом, родственным слову «янтарь».

С янтарём связывал слово «Алатырь» и Роман Осипович Якобсон (годы жизни: 1896 – 1982). В рецензии на «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера он писал:

Самый драгоценный и чудодейственный камень (всем камням камень) русского фольклора ала́тырь или ла́тырь несомненно является альтернантом слова ла́тыгорь от Latýgora «Latgalia» и означает «Латвийский (камень)», то есть «янтарь».

Альтернант, кто не знает, – это закономерное чередование звуков в словах с общей основой.

Зафиксирован заговор (пока, вроде бы, только один), где вместо «Алатырь» прямо проговаривается «янтарь» (источник – «Великорусские заклинания» составителя Леонида Николаевича Майкова, №319):

Пойду я на Окиян море, на море стоит камень, на этом камне сидит старик, волосом сед, и сечёт, и рубит по Янтарю камню. Как ни дыму, ни пламя, ни искры нету, так бы и у раба твоего не было ни пламя, ни искры, ни замка крепче Янтаря камня…

Кстати, и Балтийское море, как свидетельствует, например, мифологический словарь, вышедший под редакцией историка культуры Елеазара Моисеевича Мелетинского, называли Алатырским.

Образ

Вот как описывает Алатырь-камень фольклорист Ольга Владиславовна Белова в книге «Славянская мифология: энциклопедический словарь»:

Алатырь, латырь – в русских заговорах, духовных стихах, былинах – камень, «всем камням отец» (один из основных элементов космоса), центр мира, наделяемый сакральными и целебными свойствами. Существует много этимологий мифонима («янтарь», «алтарь» и др.), но ни одна из них не является надёжной. Постоянный эпитет Алатыря в заговорах – «бел горюч (горяч)» – даёт возможность предположить, что «алатырь» – калька с иранского слова «ал-атар», буквально означающего «бел-горюч».

В заговорах Алатырь соответствует центру магических координат мира. Он находится на «синем море Окиане», на «острове Буяне», в пучине «Чёрного моря», на «Фаворской горе», в «чистом поле», «дьявольском болоте» и так далее. На нём стоит «мировое дерево», огненный столб, золотая церковь, золотой престол, золотое гнездо и тому подобное. На него помещены (или из-под него появляются) волшебные помощники, обеспечивающие успех заговора, под него бросаются ключи от болезней, из-под него растекаются по всему миру целебные реки и тому подобное.

В духовных стихах Алатырь – сакральное место, где выпадает из тучи на землю «Голубиная книга» (Алатырь сближается с Голгофой и каменными скрижалями, полученными Моисеем на горе Синай).

В былинах Алатырь связан с «чужим» пространством; у него ставит шатёр Илья Муромец, выехав за пределы Руси; камень Алатырь с пророческой надписью стоит на распутье трех дорог; на нём выводит птенцов былинный орёл.

Остановимся более детально на том, что Алатырь – «всем камням отец». Иначе говоря, он выступает в фольклоре как воплощение стихии камней. Данная стихия представлена в славянской мифологии следующим образом (источник – всё та же «Славянская мифология: энциклопедический словарь», автор строк – фольклорист Елена Евгеньевна Левкиевская):

Камень – один из первоэлементов мира (наряду с землёй, водой, огнём, воздухом); символ мёртвой природы. Твёрдость, прочность, долговечность, неподвижность, неподверженность изменениям определяют его использование в охранительной, продуцирующей и лечебной магии. В народной космогонии камень трактуется как опора, основание, стержень, ось мира и уподобляется дереву мировому и горе.

В первые времена камни были подобны живым существам: они чувствовали, размножались, росли, как трава, и были мягкими; с тех пор на камнях остались углубления – следы ног Бога, Богородицы, святых, нечистой силы. Камни перестали расти, когда Бог проклял людей и землю за грехи. Происхождение крупных каменных глыб, валунов, скал и тому подобного часто объясняется окаменением людей (иногда животных), великанов, проклятых или наказанных за грехи. В народной традиции распространено почитание культовых камней, особенно связанных с именами святых или легендарных героев: Богородицы, св. Параскевы, Марко Кралевича и других.

Камень выступает как заместитель человека: по обычаю южных славян, в случае смерти одного из близнецов или одномесячников, чтобы предотвратить смерть второго, нужно в гроб умершему положить камень и сказать: «Оставляем тебе в качестве брата этот камень: а X. (имя живого брата. – Авт.) берём себе братом».

Камень используется для обезвреживания опасности, чтобы её источник стал мёртвым и неподвижным, как камень: чтобы волки не нападали на скотину, сербы в день св. Саввы раскаляли на огне камень. Чтобы предохранить воду в колодце от порчи, поляки туда кидали камень. Крепость и нерушимость камня определяют его использование в магических приёмах сохранения крепкого здоровья: украинцы, болгары, поляки и чехи, чтобы не болела голова, во время первого грома трижды ударяли себя камнем по голове.

Принадлежностью камня к мёртвой природе (он холодный, неподвижный, бесплодный, не растёт, не развивается) объясняются запреты сажать ребёнка на камень – поляки считали, что иначе он не будет расти. В Польше существовал также запрет закапывать послед под камень, иначе следующие роды будут тяжёлыми. Камню из-за его неподвижности приписывались свойства останавливать, прекращать болезнь или опасность. В южно-славянской лечебной практике останавливающими свойствами якобы обладал становит камень [ «останавливающий камень»] – большой, широкий, отдельно стоящий камень: если у женщины умирали дети, она, стоя на таком камне, должна была связать носочки и скроить рубашку своему ребёнку, чтобы «остановить» смерть.

В похоронном обряде также используются «останавливающие» свойства камня: после выноса тела камень (наряду с железными предметами) помещают на то место, где лежал покойник, чтобы защитить домочадцев от смерти. Древний обычай устанавливать надгробные камни также объяснялся стремлением «связать» душу, «привязать» её к могиле, дать ей обиталище, чтобы она не блуждала по свету. В похоронном обряде, а также в лечебной практике камень использовался в архаичной функции каменного орудия, заменяя собой нож, ножницы: у сербов при изготовлении покрова и одежды для покойника полотно рассекали камнем: у белорусов камнем отрезали пуповину новорожденному мальчику, чтобы он был сильным.

Камень является местом пребывания демонов: русалки, водяного; на грудах камней, собранных с полей, танцуют ведьмы. Место под камнем связано с потусторонним миром: под ним скрываются во время грозы дьявол и демоны, происходящие из душ детей некрещёных; поляки считали, что там пребывают грешные души.

Иногда камень в силу своей твёрдости ассоциировался с мужским началом. У болгар известен мотив чудесного зачатия юнака от камня, который носила с собой его мать. Белорусы считали, что, если в земле под супружеской кроватью лежит камень, женщина забеременеет мальчиком.

У южных славян камень применялся в юридических ритуалах как орудие наказания (забивание камнями), как знак поругания (его должен был носить осужденный за прелюбодеяние), как символ клятвы и проклятия.

Таким образом, мы видим, что камень Алатырь – вовсе не «заглушка» на славянскую магию, внедрённая коварными христианскими некромантами (семитами, масонами, рептилоидами, Билом Гейтсом, телепортировавшимся с богомерзкой вышки 5G в прошлое, – нужное подчеркнуть), а представитель, так сказать, квинтэссенция стихии, силе которое славяне уделяли немалое внимание. Сравнения с церковным алтарём, Голгофой и прочими атрибутами христианства – всё это наносное, ретушь, нанесённая на языческие элементы и способствовавшая их сохранению в народной памяти.

Послесловие

Любопытно, что в России есть река Алатырь, протекает она в Нижегородской области, Мордовии и Чувашии. Она дала название городу Алатырь в Чувашской Республики (на чувашском языке – Улатӑр). В Нижегородской области имеется также деревня Алатырь.

Ну а закончу я данную статью стихотворением великого русского поэта-символиста Константина Бальмонта «Камень-Алатырь»:

На море-Океане,
На острове Буяне,
Меж камней – богатырь
Есть Камень-Алатырь.

Он бел-горюч и ярок,
Неостудимо жарок.
Красив его изгиб,
Кипит тот Камень-кип.

Горит тот Камень-чудо,
Что лучше изумруда.
Он каждый миг – живой,
Тот Камень солнцевой.

Под Камнем тем сокрыта
Мечта, что не изжита.
Спеши к нему скорей,
Коснись до тайн морей.

Всё шире Море, шире.
На Камне-Алатыре
Сидит, в лучах горя,
Громовница-Заря.

Сидит Девица Красна,
Смеётся безучастно.
Смешинки Девы той –
Рассветы над водой.

А раз придёт охота,
Совсем тот смех без счёта, –
Смеяться так начнёт,
Что молния сверкнёт.

Всё звонче смех певучий,
Пожаром рдеют тучи.
Огниста Красота,
Светла её фата.

На море-Океане,
На острове Буяне,
Я Деву ту любил,
У ней в гостях я был.

Я был на этом Камне,
И заговор дала мне
Она, в Огне живом,
На Камне солнцевом.

О, заговор тот властный!
Он дан мне Девой страстной.
Всё покорю я с ней.
Гори, Огонь, сильней!

Лишь Камень кто изгложет,
Тот заговор мой сможет
Лишить его лучей.
Гори, Огонь, скорей!

Но Камень кто ж изгложет,
Кто пламень превозможет?
Привет сиянью дней.
Гори, Огонь, сильней!
Иллюстрация Виктора Королькова
Иллюстрация Виктора Королькова