Как разобраться в любом, даже сверхсложном произведении? Составить план! Поэтому, продолжая разговор о «Слове о полку Игореве», начатый в предыдущей публикации, давайте обратимся к самому подробному плану, составленному С.К. Шамбинаго. А я дам к нему свои скромные пояснения. Так как план с пояснениями очень объёмен, материал будет разбит на 3 части. Перед вами первая.
План «Слова о полку Игореве»
По общему мнению исследователей «Слова…», его поэтический план делится на три основные раздела. Первый – посвящен событиям Игорева похода и последствиям русского поражения, второй – Святославу Киевскому, как оберегателю Русской земли, и третий – возвращению Игоря из плена.
Вступление
Как и заключение, оно имеет двухчастную композицию.
1. Воспоминание о Бояне
Уже в начале повествования неизвестный автор подчёркивает различие между его задачей и целями, которые ставил перед собой известный древнерусский сказитель Боян. Автор говорит: «Начаться же сей песни/ По былинам сего времени, /А не по вымыслам Бояновым». Таким образом, мы понимаем, что автор стремится рассказать правду, проанализировать причины поражения Игоря, а не спеть очередную хвалебную песнь князьям.
2. Зачин
Зачин – начало былины, песни, сказки, характеризующееся особым складом, приемом. Его использование – признак близости «Слова…» к произведениям устного народного творчества. Однако автор не применяет стандартные речевые формулы. В зачине он четко указывает время событий, которое хочет рассмотреть. И это не только весна 1185 года, когда происходит поход, но события более чем вековой давности: «Начнем же, братия, повесть сию/ От старого Владимира до нынешнего Игоря». Старый Владимир – это Владимир Мономах, с которым конфликтовал дед Игоря – Олег Святославич. Неизвестный автор позже называет его Гориславичем, подчеркивая этим, сколько бед Руси принесла вражда двух внуков Ярослава Мудрого, вылившаяся в вековое междоусобие.
Вступление уже говорит нам о необычности подхода неизвестного автора. Этот незаурядный человек решил не просто описать проигрышный поход Игоря, а осмыслить причины слабости Руси того периода, найти истоки феодальной раздробленности. Он показывает, что поход Игоря и княжеская жажда славы – это лишь следствия вековой распри.
Основная часть
1. Поход Игоря
• Соединение с Всеволодом и его дружиной
Повествование о походе Игоря начинается с описания встречи князя с его братом Всеволодом в Путивле и изображением устами Всеволода готовности и удальства Курской дружины: «Метки в стрельбе мои куряне,/ Под трубами повиты,/ Под шеломами взлелеяны,/ Концом копья вскормлены,/ Пути им все ведомы,/ Овраги им знаемы,/ Луки у них натянуты,/ Тулы отворены,/ Сабли отпущены,/ Сами скачут, как серые волки в поле,/ Ища себе чести, а князю славы». Важно, что оно не начинается с благословения старшего князя, потому что Игорь и Всеволод самовольно решили напасть на половцев, хотя это было неразумным поступком. Князья нарушали хрупкое перемирие, наступившее после победы Святослава Всеволодовича Киевского и Рюрика Ростиславича с несколькими молодыми князьями в 1183 году.
• Вступление русских в половецкую степь
Оно сопровождается мрачными знамениями природы, главное из которых – полное солнечное затмение, знак грядущей беды: «Тогда вступил князь Игорь в златое стремя/ И поехал по чистому полю./ Солнце дорогу ему тьмой заступило;/ Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила;/ Рев в стадах звериных!». Также князья и дружина слышат клич Дива, загадочного мифического существа, духа-прорицателя в образе птицы. Неизвестный автор персонифицирует голос природы, которая выступает не просто как фон, а как действующее лицо, способное предупредить об опасности и помочь. Эта особенность также сближает «Слово…» с фольклорной традицией.
• Первая встреча с половцами
Она завершается победой русского войска: «В пятницу на заре потоптали они нечестивые полки половецкие».
• Вторая встреча с половцами:
Бой оказывается роковым, заканчивается страшным поражением. Но автор не говорит об этом сразу, ведь его задача не констатировать поражение, а объяснить его причины. Поэтому в самый разгар битвы он обращается к прошлому и вспоминает о временах Владимира Мономаха.
а) грозные знамения природы;
Природа вновь предупреждает князей об опасности: «Черные тучи с моря идут,/ Хотят прикрыть четыре солнца,/ И в них трепещут синие молнии./ Быть грому великому!». В «Слове…» активно используется песенная символика: четыре солнца – это четыре князя, которым грозит смерть или позорное пленение.
б) героизм Всеволода;
Беззаветный героизм русских поэт сосредоточил в образе князя Всеволода. Он называет его «ярый тур», гиперболизирует храбрость и силу.
в) песнь о временах старого Владимира;
Именно здесь описываются деяния деда Игоря Олега Гориславича, который «мечом крамолу ковал» и беды по земле сеял. Он активно привлекал половцев для побед в междоусобных войнах, сеял раздор и смуту. Долгое время он был главным противником Владимира Мономаха. В Повести временных лет так описаны последствия его действий: «Половцы же начали воевать окрестности Чернигова, а Олег не возбранял им, ибо сам повелел им воевать. Это уже в третий раз привёл он поганых на землю Русскую, да простит ему Бог грех его, потому что много христиан загублено было, а другие в плен взяты и расточены по землям». Автор говорит об этом более поэтично: «Тогда при Олеге Гориславиче сеялось и вырастало междоусобием./ Погибала жизнь Даждьбожиих внуков,/ Во крамолах княжеских век человеческий сокращался».
Так, отвлекаясь от хода битвы, поэт проводит параллели между неразумным поведением деда и внука. И тот, и другой, желая славы, богатства и усиления своей власти, рискуют жизнями других, ослабляя страну.
г) роковая битва
Сражение длилось долго: «Билися день,/ Бились другой,/ На третий день к полдню/ Пали знамена Игоревы!».
• «Трудная» песнь об Игоревом походе, то есть песнь о печалях и беде на Русской земле
Неизвестный автор испытывает боль и печаль, горюя со всей русской землёй. В этом лирическом отступлении он говорит о причинах усобиц и половецких побед: «Брат сказал брату: «То мое, а это мое же!»/ И стали князья говорить про малое, как про великое,/ И сами на себя крамолу ковать,/ А неверные со всех сторон приходили с победами на Русскую землю!..». Осознание поражения и потерь становится ещё горше от того, что поход был не нужен и даже вреден для страны.
Продолжение:
Дорогие читатели! Если вы хотите поддержать мой канал материально, буду благодарна! Сейчас это важно, потому что Дзен перестал платить авторам. Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.
Анна Терехова
Все материалы канала собраны здесь: