В период Гражданской войны старая Русская армия прекратила свое существование. Появилось множество новых — Красная Армия большевиков, белые и антибольшевистские формирования (Добровольческая армия, войска казачьих областей, Сибирская армия, Народная армия Комуча и т.п.), армии национальных республик, разнородные повстанческие и партизанские части.
Все упомянутые выше силы воевали по-разному и проходили разные «стадии развития» (РККА — от добровольчества к мобилизации, от выборности к назначению командиров и т.д.). Вдобавок, изменилась тактика боев в целом: большое значение приобрели «эшелонная война», действия кавалерии, психологический фактор.
Так называемые «махновцы» или, если официально, РПАУ (Революционная повстанческая армия Украины) — стали активными участниками Гражданской войны. Они сражались с белогвардейцами, австро-немецкими интервентами, казаками, красноармейцами, петлюровцами и с «альтернативными повстанцами».
Довольно интересно и подробно махновскую тактику описал Виктор Фёдорович Белаш, человек с весьма интересной судьбой. Из крестьян, анархо-коммунист, работал машинистом. В годы Гражданской войны стал начальником штаба у Нестора Махно, хотя по некоторым вопросам с Батькой расходился (например, Белаш был сторонником более тесного сотрудничества с большевиками).
Н. И. Махно, как мы знаем, в 1921 году сумел прорваться с боями к румынской границе. А вот у В. Ф. Белаша биография сложилась иначе. Он попал в плен к красным в 1921 году, однако расстрела тогда избежал. Жил в Харькове, ссылался и арестовывался (подозревался в подготовке выступления анархистов). В 1930 году Виктор Фёдорович, по поручению ОГПУ, написал мемуары о махновском движении, впоследствии обработанные его сыном А. В. Белашом. В последний раз Белаша арестовали в «знаменитом» 1937 году, а расстреляли в 1938 году.
Многие эпизоды из книги В. Ф. Белаша «Дороги Нестора Махно» попали в сюжет сериала «Девять жизней Нестора Махно», благодаря чему сериал и выглядит неплохо (особенно на фоне большинства современных произведений о Гражданской войне).
В воспоминаниях махновского начальника штаба мы видим ряд характерных для «армии анархистов» особенностей.
Стоит отметить, что анархисты отличались от регулярной РККА тем, что там и в разгар Гражданской войны проводились митинги, командиры были выборными (вплоть до «революционного штаба»). Кроме того, для махновцев оказалась неприемлемой стратегия «привлечения военных специалистов», как правило офицеров уничтожали. Правда, были исключения: это «офицеры революционного времени» из крестьянской среды.
«Наши боевые успехи противник приписывал офицерам, якобы находящимся в рядах повстанцев. Но ни руководителей, ни даже бойцов, офицеров старой армии не было.
Были повстанцы, произведенные в офицеры во время Керенского за боевые отличия, из коих руководителями были следующие: Петренко, Тарановский и Вдовиченко — прапорщики, Гавриленко — штабс-капитан. Кроме этих офицеров, вышедших из крестьянских низов, других офицеров в армии никогда не было...» (с) В. Ф. Белаш, А. В. Белаш. Дороги Нестора Махно.
Надо сказать, что движения под руководством Нестора Махно тоже «эволюционировало»: от небольших партизанских отрядов 1918 года до вполне крупных мобильных «армий» в тысячи бойцов.
Махновцы чаще прочих применяли самые разнообразные «военные хитрости», включая, например, «маскарад»: анархисты переодевались в форму противника (своей-то формы у них не водилось), нападая в таком виде на тылы и небольшие отряды противника. А иногда устраивали целые «свадебные представления», изображая «традиционный свадебный поезд», после чего неожиданно атаковали.
Артиллерия у махновцев была, но работала фактически всегда «прямой наводкой». В атаку чаще всего поднимались все имевшиеся силы, вплоть до лично командиров и «штабных» (своеобразным «резервом» могло считаться сочувствующее Махно население). Многочисленные тачанки сочетали свою «работу» с атаками кавалерии. Пехота, как правило, была слабее. Не брезговали анархисты и ночными атаками.
«Главным принципом, на котором основывалась наша боевая деятельность, являлась внезапность. Суворовское положение "удивить и победить" в наших отрядах оправдывалось и применялось. Внезапность действий являлась залогом успеха и минимальных потерь...» (с) В. Ф. Белаш, А. В. Белаш. Дороги Нестора Махно.
Разумеется, такое «анти-рыцарское» поведение вызывало негодование у противников, особенно у белогвардейцев (которые в своих книгах Махно зовут только «бандитом», никак иначе). Хотя таланты Махно и его окружения по-своему отмечали А. И. Деникин и Я. А. Слащев. А П. Н. Врангель даже попытался заключить с Нестором Махно соглашение (не вышло).
Несмотря на «партизанщину», у анархистов отлично обстояли дела с разведкой, основной отряд в походе всегда был окружен разъездами, которые собирали информацию, в том числе путем расспросов местных жителей.
В сражениях с противником махновцы делали ставку на фланговые удары или заходы в тыл, отвлекая на фронте врага редкими «кучками» всадников. Кавалерию громили часто при помощи элитных бойцов армии Махно — «люисистов» (с пулеметами Льюиса). Или заманивали вражескую конницу на тачанки. Махновские кавалеристы были достаточно организованы, действовали в составе эскадронов, применяя и огнестрельное оружие.
Иногда противника просто изматывали притворными отступлениями. Анархисты были мастерами засад и коротких стычек, потому операция по «ликвидации махновщины», которую позднее проводила РККА, сопровождалась немалыми потерями (в бою с махновцами, например, пал известный комдив А. Я. Пархоменко). Махновские части прославились своей «неуловимостью», во время рейдов проходя больше 80 верст в сутки. В 1919 году белогвардейцы А. И. Деникина снимали с фронта регулярные части, для борьбы с Махно.
«О нас ходили всевозможные легенды и слухи, и было такое множество всевозможных трюков, что трудно было отличить быль от придуманного...» (с) В. Ф. Белаш, А. В. Белаш. Дороги Нестора Махно.
Однако, несмотря на высокие боевые качества махновской «повстанческой армии», она все же была локальной силой в отдельном регионе.
Более того, выборные командиры, отсутствие «военных специалистов», митинги и «добровольные мобилизации» — все это в Красной Армии изжили, поняв практическую необходимость единоначалия и опыта. Махновцы — это наглядный пример воплощения идей «военной оппозиции» большевиков в жизнь. И неизвестно, чем бы тогда все закончилось, если бы красные не взяли курс на строительство регулярной, а не «анархической» армии...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.