Это было утро понедельника, и мне вдруг срочно понадобилось поехать в Пушкино, чтобы поснимать этот старый квартал. Солнечная погода, золотая осень, я бродила там с фотоаппаратом в компании дворовой кошки. Мимо ходила женщина, она пересаживала цветы. Проходя мимо меня, она спросила: "Что, снимаете уходящую красоту?" Я ответила: "Да", подумав о растениях. " Ну и правильно, через 10 лет этого уже не будет", услышала я в ответ. И ответ был именно про дома.
Мне нравится неофициальное название такого типа жилья - сталинское баракко. В 30-х годах в молодом советском государстве появляются первые "сталинки". Высокие потолки 3-3,20 метра, просторные комнаты, блестящие паркеты и светлые парадные, богато украшенный фасад. Так мы привыкли понимать слово "сталинка".
Однако такое жилье было лишь для избранных, а большинство населения в те годы жило или в коммуналках, или в таких деревянных бараках, и такая ситуация оставалась до начала 60-х годов, до появления знаменитых "хрущевок".
Бараки должны были стать временным решением проблемы нехватки жилья в раннем СССР, но как и всё временное - они до сих пор с нами, и в них до сих пор живут люди.
Бараки - главный пример довоенной массовой застройки - стали неизменными спутниками индустриализации. Вокруг заводов вырастал рабочий поселок. И застраивался он обычно такими вот домами. Так и здесь, два дома из деревянного квартала в Пушкино принадлежали Московской гардинно-тюлевой фабрике имени Тельмана (фото ниже). Фабрика находилась в Москве и была снесена в 2014 году.
Но это сейчас мы смотрим и пугаемся таким условиям жизни. Из статистики за 1940 год можно узнать, что дома барачного типа - это 7,5% от городского жилого фонда, и проживало в них 2,9 миллиона человек. На одного проживающего в бараке приходилось по 4,3 кв.м. жилой площади. Но, 4,3 кв.м. на душу жилой площади — это больше, чем приходилось на душу в типичной среднерусской избе. Вокруг нового рабочего поселка развивалась инфраструктура (магазин, клуб, школа, почта, больница и т.д.). В сталинский барак, в отличии от избы, на зиму не затаскивали всю живность. Да и что там, потолки были выше. Так что для молодого рабочего, приехавшего из деревни, это уже было существенным улучшением жилищных условий.
Еще один подвид сталинского баракко - это деревянные дома, или просто бараки. Первые деревянные бараки стали массово появляться в начале 1930-х годов. Чаще всего бараки были двухэтажными — возводить одноэтажное здание было экономически нецелесообразно, а возводить деревянные здания выше двух этажей по тем технологиям строительства было небезопасно.
Эти деревянные дома тоже строились как временное жилье, и по проекту были рассчитаны на 20-30 лет (не сложно посчитать, что их должны были расселить в 50-60х годах).
Хочется еще затронуть одну тему, которая за многие годы обросла мифами и байками. "Эти дома строили пленные немцы". Не столь важно, имею ли я в виду те дома, что на фото, или же какие-то другие. Обычно эту фразу говорят про такие двухэтажные сталинки. Ну, какие-то дома может и строили немцы, но нет никаких пруфов, какие именно дома они строили. Я не хочу вдаваться в статистику и факты (это вы можете погуглить), сегодня речь не об этом.
"Эти дома строили по немецким чертежам" - миф, родившийся из-за того, что дома выглядят необычно. Мы привыкли к сталинскому ампиру и к панельным хрущевкам, из крайности в крайность кидает нас, и поэтому двухэтажные аккуратные домики не воспринимаются нами как что-то наше, родное. А ведь некоторые из них даже имеют свои серии. Да и все архитекторы и проектировщики - наши соотечественники.
"Дома, построенные пленными немцами - качественные, немец не умеет делать плохо". Это тоже миф. Не все пленные были немцами, и уж тем более в плен не брали исключительно квалифицированную рабочую силу. Зачастую, дома построенные военнопленными худшего качества. Потому что "после нас хоть потоп".
Так что никаких немецких строителей, чертежей и архитекторов в постройке таких домиков не участвовало.