Найти тему
Жизнь на периферии

Ни дня без строчки

Сие изречение приписывают римскому историку и писателю Плинию Старшему, который в своей «Естественной истории» сообщает,

Плиний старший. Подобно многим другим современникам был профессиональным военным, но в истории культуры он прежде всего знаменит своей 37-томной "Естественной историей". По одной из версий, погиб при извержении вулкана Везувий.
Плиний старший. Подобно многим другим современникам был профессиональным военным, но в истории культуры он прежде всего знаменит своей 37-томной "Естественной историей". По одной из версий, погиб при извержении вулкана Везувий.

что у художника Апеллеса (IV в. до н. э.), придворного живописца Александра Македонского, было правилом не пропускать ни одного дня, чтобы не сделать хотя бы один мазок или штрих на картине.

Апеллеса (IV в. до н. э.) - придворного живописец Александра Македонского.
Апеллеса (IV в. до н. э.) - придворного живописец Александра Македонского.

Иносказательно: поэт/писатель, художник, ученый должен трудиться непрерывно, не пропуская ни одного дня, чтобы не потерять свое мастерство.

Выражение приобрело особую популярность после выхода в свет (1961) книги прозаических миниатюр Юрия Олеши «Ни дня без строчки». Интересны авторские размышления: «Однажды я как-то по-особенному прислушался к старинному изречению о том, что ни одного дня не может быть у писателя без того, чтобы не написать хоть строчку. Я решил начать придерживаться этого правила и тут же написал эту первую "строчку". Получился небольшой и, как мне показалось, вполне законченный отрывок. Произошло это и на следующий день, и дальше день за днем я стал писать эти “строчки”».

Всем известны записные книжки. Книжки для записей, к примеру, имелись у А.С.Пушкина, А.А.Блока, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, Ю.К.Олеши, Л.Пантелеева (настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев). Какую цель преследовали мастера слова, когда вели записи? Записи, сделанные в блокноте, в альбоме, в маленькой тетради, могли найти свое применение: из увиденного, услышанного, подсмотренного рождались рассказ, повесть, поэма, роман. Тетрадь, блокнот, записная книжка превращались в кладезь интересных мыслей, наблюдений. Мастер собирал материал, как ученый. Ведь надо хорошо знать то, о чем будешь писать. Не записав что-то сразу, писатель рискует потерять пришедшую мысль навсегда. Вот, к примеру, запись Л.Пантелеева (имя этого писателя, возможно, знакомо вам по таким произведениям, как «Честное слово», «Две лягушки», «Большая стирка» и мн.др.) «Из старых записных книжек (1924-1947)»:

«Переделкино. Чудесный осенний день. Пруд и берега его, плотина, ветлы над ней, старый парк и деревня на противоположном берегу – все это и всегда хорошо, а сегодня – особенно. Тишина. Зеркало воды, и в нем – все это великолепие. Стою, любуюсь».

Чем интересна эта запись для нас, читателей? Чувствуется умение писателя находить что-то особенное и в обыденности. Пытливый взгляд замечает всё, что ускользнуло бы от менее внимательных взоров.

Умение наблюдать, отбирать необходимый материал из книг, записывать что-то - важное умение, которое очень помогает при создании творческой работы.

#творчество #личность #мастерство #писатель #наблюдения

Стихи
4901 интересуется