Найти тему
Василисины размышления

С чего размножаются "йожыки"?

Кажется, "йожыки" уже превратились в мем, означающий странные перекосы в школьной программе. Причем с каждой реформой, модернизацией, инновацией и прочими улучшайзингами этих "йожыков" становится все больше и больше.

Была во времена моего студенчества такая милая песенка, "С чего размножаются ёжики?", переделка из популярной патриотической. Честно говоря, уже не помню, чем там у ёжиков дело закончилось, но вроде как продвигалось оно в прямом соответствии с логикой. Зато в размножении "йожыков" в школьной программе на первый взгляд никакой логики не видно. А если поискать не логику, а выгоду?

Если кто-то не в курсе темы значит, в вашем окружении нет детей-младшеклассников и их родителей. Или они хотя бы не учатся по программе Эльконина-Давыдовой.

Программа эта предусматривает обучение чтению и грамотному письму через глубокий фонематический разбор слов. Вводится обширная классификация звуков; детей (едва узнавших буквы) обучают все разновидности различать, обозначать значками, улавливать на слух тонкости произношения.

Сканы учебника для 2-го класса
Сканы учебника для 2-го класса

А потом, когда дети, наконец, поймут все про "йожык" и "агур'эц", им начинают объяснять правила написания этих слов.

Родители, в большинстве учившиеся читать по старому букварю зрительно-логическим методом, обычно бьются в истерике, пытаясь как-то помочь ребенку с уроками (а без помощи 7-8-летние дети не очень справляются).

Что, опять фонематический разбор задали?
Что, опять фонематический разбор задали?

У этой системы много противников в академической среде. Их мнения любой может найти в электронной библиотеке Elibrary.ru. Особенно рекомендую статьи Л.А.Ясюковой. Кроме строго научных трудов она пишет и в публицистическом стиле, доступном всем. Также в Сети есть записи ее выступлений.

Чему учат детей? Что "мышка" и "мишка" начинаются по-разному и обозначают их в фонетической системе по-разному. А "зуб" и "суп" в этой системе оканчиваются одинаково. А потом бедные дети начинают писать буквы и оказывается, что их предыдущие знания не сочетаются с новыми. Зачем, спрашивается, им было все это заучивать и отрабатывать? Они потом и пишут "фторник", "ва кно" вместо "в окно".

Ваши предположения, что возникает en masse на выходе? Нет, ужасно даже не написание в стиле "кровь из глаз". Самый страшный результат такого обучения - функциональная неграмотность. Это когда человек не понимает написанного на родном языке текста, особенно длинного. Потому что все обучение было привязано к звуку, а не к смыслу.

У Эльконина была теория, что чтение — это озвучивание графических символов, вот он это и стремился всеми силами внедрить. А на самом деле чтение это понимание графических символов... Мне, когда я пытаюсь с этим спорить, говорят, что без фонетического разбора и фонематического слуха чтению не научить. Я четыре года работала в школе для глухонемых и они прекрасно учились грамотному письму тем же методом, которым учили нас – зрительно-логическим. А у них, как вы понимаете, нет ни фонематического слуха, ни какого-либо другого.

Я лично даже без глухонемых могу привести множество примеров, что чтение - это понимание, а не озвучивание. Вот слово, написанное латинкой:

-3

Как оно должно озвучиваться: [əˈtenʃn] или [atɑ̃sjɔ̃]?

Первый вариант произношения английский, второй французский. Но если я вижу это слово на табличке, то мне плевать, как оно произносится. Хоть [аттентион]! Я просто помню, выучила когда-то, что набор символов "attention" означает "внимание!" и является предупреждающим. И значит, здесь надо притормозить и шаловливыми ручками ничего зря не трогать. Я читаю и понимаю смысл, хотя и не рискну озвучивать слово и с устной коммуникацией у меня плохо.

Но сейчас в первых классах качество овладения чтением проверяется... скоростью чтения вслух! Чем быстрее, тем лучше. На пятерку норматив по ФГОСу 70-80 слов в минуту. Засекаем по секундомеру. Тренинг декламаторов, а не читателей.

Господа, я лично читаю текст про себя с огромной скоростью и отменным пониманием. Плюс в совершенстве владею и суммирующим, и сканирующим скорочтением. Но я не Тина Канделаки, не спортивный комментатор, не оперный певец, способный исполнить "Фигаро здесь, Фигаро там". У меня язык во рту с такой скоростью не ворочается! Когда я пытаюсь выдать такую скороговорку, то у меня вся емкость мозга уходит на то, чтобы суметь более-менее верно озвучить текст, а на его понимание уже ресурса не остается. Что же удивляться, что дети не понимают прочитанного? Им же исходно ставили другие цели!

А ведь, кроме отлично проверенной временем зрительно-логической, есть еще несколько надежных методик обучения чтению и грамоте. Специалисты про них знают (вот один из примеров). Но в приказном порядке внедряется самая сложная и неэффективная. Почему?

_________________________________________

И это только один из спорных моментов новых школьных программ. Аналогичные "йожыки" есть почти во всех других предметах.

Например, когда формулы заучиваются не в символьном виде, а в словесном. Т.е. опять декламация вместо математики. Сама выслушивала на открытом уроке:

-4

Это озвучивается не "а-плюс-бэ квадрат равно а-квадрат плюс два-а-бэ плюс бэ квадрат", а полновесно "Квадрат суммы двух чисел равен сумме квадрата первого слагаемого, удвоенного произведения первого слагаемого на второе и квадрата второго слагаемого". У меня уши завяли на третьеой секунде, а уж понять, кто на ком стоял, вообще нереально. Интересно, а для чего тогда вообще вводится символьная запись, абстракции?

Из математики изымаются многие доказательства, дающие логическую взаимосвязь предыдущего и последующего материала. Физика, химия и экономика не соотносятся с известным ученикам на данный момент математическим аппаратом сама видела в учебнике экономики для 5-го класса (да-да, в некоторых школах есть такой предмет) формулы чуть ли не с интегралами, а физику в 10-м объясняли в частных производных! Биология подается как абстрактная наука, не связанная с живыми реалиями и тем более не дающая понимания о работе человеческого организма. Отдельные блоки разных наук передвигаются на более ранние годы изучения, когда для их понимания еще нет базы.

Учебники в большинстве стали бессвязными, перегруженными визуальным шумом, либо наоборот заполненными плохо отформатированным текстом без четко сформулированных определений. Создавая тот же учебник по экономике авторы просто "адаптировали" для 10-леток пособие для профобразования, введя примеры с Дуремаром, продающим пиявочек, но забыв адаптировать формулы.

Обучение дробится, из него исчезает СИСТЕМНОСТЬ. Клиповый набор разрозненных сведений не складывается в ЗНАНИЕ, не становится фундаментом для дальнейшего образования, никак не взаимодействует с прикладными задачами.

Сколько нужно шлакоблоков, чтоб дворец построить в срок?
Сколько нужно шлакоблоков, чтоб дворец построить в срок?

Раньше любой человек, окончивший 8-10 классов, знал, как воспользоваться своими знаниями геометрии и подсчитать количество материалов для ремонта. Сейчас без специального приложения к смартфону это сделают единицы.

Но как только раздаются голоса о ненужности фонематического разбора во втором классе или политэкономии в шестом, как в ответ громыхает тяжелая артиллерия:

-6

Однако здесь происходит явная подмена понятий. Попросту с больной головы валится на здоровую. Агрессивно и истерично.

А агрессия сразу наводит на подозрения что это здесь так активно защищают? Не кормушку ли?

Ведь любая новая программа требует новых учебников, методичек, курсов для переподготовки учителей это очень лакомый кусочек бюджетных денег! Также как гранты, диссертации, стажировки. Об этом пишут многие известнейшие ученые (желающих проникнуться опять же отсылаю к Elibrary.ru), в публичном пространстве кроме Л.А.Ясюковой много выступает Т.В.Черниговская. Многие дети не способны по школьным занятиям подготовиться к ЕГЭ вот и хлеб для огромной армии репетиторов, которые более-менее приводят в порядок хаотичные обрывки знаний в головах выпускников.

Короче, "новой нефтью" люди становятся со школьной скамьи.

А еще многие учителя просто впадают в панику от любых предложений что-то изменить. Потому что эти изменения и дополнения по живому и так происходят несколько раз в году. И влекут за собой вал бессмысленной бумажной работы, новые обязанности, съедают последние крохи собственной жизни. Поэтому педагоги просто кричат: не надо ничего больше менять! Дайте стабильно работать хоть как-то! Хоть с йожыками, хоть с декламацией, хоть в скафандрах, но без постоянных нововведений! Мы приспособимся, правда-правда! Дайте отдышаться!

Но... см. абзац выше. Еще не вся нефть выкачана из этой скважины.

Еще по теме:

Зачем извращать очевидное или почему дети не любят уроки русского языка

Книги для самообразования: вчера и сегодня

Л.А.Ясюкова "Неграмотность - почему?"

Некоторые последствия клипового образования: культ Священного Инструмента

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба