Разве так бывает? Учим - учим её, родимую, в школе по десять лет, а то и дольше, а уровень грамотности большинства - увы...
В чём дело? Ведь язык - то родной! Неужели нельзя развить некое языковое чутьё?! Именно РАЗВИТЬ - ведь оно существует!
Есть у американского писателя Эдгара По рассказ "Убийство на улице Морг". Все любят детективы? Так попробуйте разгадать загадку, заданную автором.
Итак, убийство в гостинице. Свидетелей нет, но есть соседи справа - слева - сверху - снизу. И все они что - то слышали, а именно - торопливую речь убийцы. Англичанин, итальянец, испанец и француз - все уверены, что говорил "иностранец".
Французу слышалась испанская речь, англичанин полагает, что говорил немец, а итальянцу померещилось, что это - русский.
Последнее утверждение, казалось, непроверяемо: русского в Европе не знает никто. Но повезло: странную речь услышал ещё и чех. Всё - таки славянин. Так он заверил, что с русским там ничего общего.
На что же была похожа речь, в которой представители четырёх основных европейских языковых групп не услышали ничего родного? Кто заинтригован - тот прочтёт и узнает.
А нам сейчас важно понять, чего же именно все эти люди НЕ услышали?
Они не услышали сочетаний звуков, характерных для своих языков! Ни обилия гласных, характерного для итальянского, ни трёх и более согласных подряд, характерных для немецкого, ни английских повторяющихся "дж" или "кс"... А чего не услышал славянин?
Постоянных сочетаний звуков, характерных для русского языка, тех, что называются у нас "блоками". Блоков всего 14, а именно:
- оло, - оро, - ере, -ило, - ина, - има, - чив, - лив, -чёт, - раз, - раж, - ращ, - тель, - ница.
Это - звуковая, фонетическая основа русской лексики. Блоки неизменны, с каждым из них можно придумать десятки слов.
А если предложить картинку с мнемоническим стишком - урок легко превращается в игру: кто больше припомнит или найдёт в словаре слов с этими блоками? БОльшая часть найденных слов окажутся "словарными", но при этом запомнятся легко и естественно.
Когда "в моде" были всевозможные "словесные" игры, это занятие увлекало и взрослые компании. А на уроке, да ещё и со словарём в руках - не труд, а забава!
Но в результате учатся находить знакомые блоки ВСЕ. И никто уже не пишет "кАрова" или "кАлАсок".
Слышим кОЛОкол пудовый у кОЛОдца, у стОЛОвой.
Пообедать поспешает разудалый мОЛОдец.
Он пОЛОвником хлебает тОЛОкно и хОЛОдец!
Вот сОРОки и вОРОны закружили хОРОводы:
Жадно, спОРО, тОРОпливо налетели на гОРОх.
СтОРОж пОРОх насыпает. обОРОну принимает.
Из ворот глядит кОРОва: любопытство - не пОРОк!
вОРОбью-то хОРОшо: ОРОбел, но корм нашёл.
Так запомни, дОРОгой: ОРО - блок очередной!
Это тЕРЕм дЕРЕвянный бЕРЕг речки украшает,
Здесь чЕРЁмуха, чЕРЕшня, тишина и благодать.
В чЕРЕвичках чЕРЕпаха чЕРЕз мост пЕРЕползает,
ОжЕРЕлье надевает, с пЕРЕсмешником гулять.
пЕРЕпили, пЕРЕели, сЕРЕнады пЕРЕпели...
Подведём, друзья, итог: ЕРЕ - это тоже блок!
Нас весеннее светИЛО на прогулку пригласИЛО.
Не палИЛО - веселИЛО и на улицу манИЛО.
Это было очень мИЛО - солнце нам себя дарИЛО.
Да, как правИЛО, дружок, ИЛО- это тоже блок!
Мне тётка - вредИНА сказала, что кенгурятИНА пропала!
Какая-то бредятИНА... А может, криминал?
В буфете есть говядИНА, курятИНА, телятИНА, была и индюшатИНА...
И только кенгурятины в глаза я не видал!
Это хорошее дело - с людьми обращаться умело:
Упавшего - поднИМАть, уставшего - обнИМАть,
Ревущего - унИМАть и делом его занИМАть.
Но я вот не понИМАю: что за люди меня донИМАют?!
Разумным словам не внИМАют - налоги и штрафы взИМАют?!
Лежат рядком поЧИВшие: уЧИВшие, леЧИВшие,
И на станках тоЧИВшие, и поезда водившие...
А ветер шепчет вкрадЧИВо, настойЧИВо, обманЧИВо,
Что счастье переменЧИВо, а вечно спать - заманЧИВо!
Пирог с подЛИВой, полный сЛИВы, салат из ЛИВера с оЛИВой
Не сделали меня счастЛИВой: увы, сонЛИВа и сопЛИВа.
Я удираю торопЛИВо, невежЛИВо и некрасиво.
И даже наЛИВки сегодня не пью. УвиЛИВаю!
Горько вздыхает студент- звездоЧЁТ: "Знаю все звёзды я напереЧЁТ!
Так отчего ж мне не ставят заЧЁТ?!
Может, ходить лишь по числам по ЧЁТным?
Тройку поставят - станцую чеЧЁТку!
Хочешь поРАзить народ - делай всё наоборот:
Причешись под дикобРАЗа, в школу не ходи ни РАЗу.
Если РАЗум есть и так, обРАЗованность - пустяк.
Рук не мой: отмоешь РАЗом паРАЗита и заРАЗу.
пРАЗдник вечным не бывает, но работа - РАЗдражает.
РАЗвлекайся и гуляй, обРАЗцовый РАЗгильдяй!
Мой вид вызывает у вас отвРАЩенье?
А я не хочу в прошлый век возвРАЩенья!
Учились бы сами, унылые люди,
наРАЩивать пряди, отРАЩивать груди!
И вовсе не думаю я развРАЩаться,
а просто хочу в топ-модель превРАЩаться!
Наша учиТЕЛЬНИЦА - просто мучиТЕЛЬНИЦА!
Читай, говорит, про Кабаниху - дома храниТЕЛЬНИЦУ,
Про Наташу - счастья дариТЕЛЬНИЦУ,
Да про Соню - грехов искупиТЕЛЬНИЦУ.
А я - про миледь - отравиТЕЛЬНИЦУ да про Жанну - воиТЕЛЬНИЦУ.
Ах, будь я сама писаТЕЛЬНИЦЕЙ - меня бы любили читаТЕЛЬНИЦЫ!
***
(Рисунки и стишки мои).
Подобрать к каждой картинке ещё десятка два слов самостоятельно - и... чудо происходит: "непроверяемые словарные" слова запоминаются. И ничего, что среди них будут и вполне "проверяемые". Всегда можно подстраховаться: вспомнить, что "сомнительная гласная проверяется ударением".
Для детей картинки могут быть и более детскими:
Три подружки - буквы О провалились в мОлОкО.
Плавали - плескались, да так там и остались!
Отхватили по три О мОлОтОк и дОлОтО, кОлОсОк и вОлОсОк,
гОлОсОк и хОлОдОк, кОлОбОк и пОвОрОт... Так не каждому везёт!
Может, кто вспомнит и "рекордсменов": кОлОвОрОт и вОдОвОрОт - по четыре О!
Но какую часть словарного запаса можно запомнить вот так, на слух, играючи?
ПОЧТИ ПОЛОВИНУ! А именно ту половину русской лексики, которая действительно русская.
Как же быть со словами иноязычного происхождения?
А об этом - в следующий раз.
Подробно о "блоках" и иных методах победы над ошибками в Школе грамотности Натальи Романовой.
Книга "Идеальная грамотность без правил и словарей". Ссылка в комментариях.