Найти в Дзене
Наталья Баева

Грамматика без правил

Разве так бывает? Учим - учим её, родимую, в школе по десять лет, а то и дольше, а уровень грамотности большинства - увы...

В чём дело? Ведь язык - то родной! Неужели нельзя развить некое языковое чутьё?! Именно РАЗВИТЬ - ведь оно существует!

Есть у американского писателя Эдгара По рассказ "Убийство на улице Морг". Все любят детективы? Так попробуйте разгадать загадку, заданную автором.

Итак, убийство в гостинице. Свидетелей нет, но есть соседи справа - слева - сверху - снизу. И все они что - то слышали, а именно - торопливую речь убийцы. Англичанин, итальянец, испанец и француз - все уверены, что говорил "иностранец".

Французу слышалась испанская речь, англичанин полагает, что говорил немец, а итальянцу померещилось, что это - русский.

Последнее утверждение, казалось, непроверяемо: русского в Европе не знает никто. Но повезло: странную речь услышал ещё и чех. Всё - таки славянин. Так он заверил, что с русским там ничего общего.

На что же была похожа речь, в которой представители четырёх основных европейских языковых групп не услышали ничего родного? Кто заинтригован - тот прочтёт и узнает.

А нам сейчас важно понять, чего же именно все эти люди НЕ услышали?

Они не услышали сочетаний звуков, характерных для своих языков! Ни обилия гласных, характерного для итальянского, ни трёх и более согласных подряд, характерных для немецкого, ни английских повторяющихся "дж" или "кс"... А чего не услышал славянин?

Постоянных сочетаний звуков, характерных для русского языка, тех, что называются у нас "блоками". Блоков всего 14, а именно:

- оло, - оро, - ере, -ило, - ина, - има, - чив, - лив, -чёт, - раз, - раж, - ращ, - тель, - ница.

Это - звуковая, фонетическая основа русской лексики. Блоки неизменны, с каждым из них можно придумать десятки слов.

А если предложить картинку с мнемоническим стишком - урок легко превращается в игру: кто больше припомнит или найдёт в словаре слов с этими блоками? БОльшая часть найденных слов окажутся "словарными", но при этом запомнятся легко и естественно.

Когда "в моде" были всевозможные "словесные" игры, это занятие увлекало и взрослые компании. А на уроке, да ещё и со словарём в руках - не труд, а забава!

Но в результате учатся находить знакомые блоки ВСЕ. И никто уже не пишет "кАрова" или "кАлАсок".

ОЛО -
ОЛО -

Слышим кОЛОкол пудовый у кОЛОдца, у стОЛОвой.

Пообедать поспешает разудалый мОЛОдец.

Он пОЛОвником хлебает тОЛОкно и хОЛОдец!

ОРО -
ОРО -

Вот сОРОки и вОРОны закружили хОРОводы:

Жадно, спОРО, тОРОпливо налетели на гОРОх.

СтОРОж пОРОх насыпает. обОРОну принимает.

Из ворот глядит кОРОва: любопытство - не пОРОк!

вОРОбью-то хОРОшо: ОРОбел, но корм нашёл.

Так запомни, дОРОгой: ОРО - блок очередной!

ЕРЕ-
ЕРЕ-

Это тЕРЕм дЕРЕвянный бЕРЕг речки украшает,

Здесь чЕРЁмуха, чЕРЕшня, тишина и благодать.

В чЕРЕвичках чЕРЕпаха чЕРЕз мост пЕРЕползает,

ОжЕРЕлье надевает, с пЕРЕсмешником гулять.

пЕРЕпили, пЕРЕели, сЕРЕнады пЕРЕпели...

Подведём, друзья, итог: ЕРЕ - это тоже блок!

ИЛО-
ИЛО-

Нас весеннее светИЛО на прогулку пригласИЛО.

Не палИЛО - веселИЛО и на улицу манИЛО.

Это было очень мИЛО - солнце нам себя дарИЛО.

Да, как правИЛО, дружок, ИЛО- это тоже блок!

ИНА-
ИНА-

Мне тётка - вредИНА сказала, что кенгурятИНА пропала!

Какая-то бредятИНА... А может, криминал?

В буфете есть говядИНА, курятИНА, телятИНА, была и индюшатИНА...

И только кенгурятины в глаза я не видал!

ИМА-
ИМА-

Это хорошее дело - с людьми обращаться умело:

Упавшего - поднИМАть, уставшего - обнИМАть,

Ревущего - унИМАть и делом его занИМАть.

Но я вот не понИМАю: что за люди меня донИМАют?!

Разумным словам не внИМАют - налоги и штрафы взИМАют?!

ЧИВ-
ЧИВ-

Лежат рядком поЧИВшие: уЧИВшие, леЧИВшие,

И на станках тоЧИВшие, и поезда водившие...

А ветер шепчет вкрадЧИВо, настойЧИВо, обманЧИВо,

Что счастье переменЧИВо, а вечно спать - заманЧИВо!

ЛИВ-
ЛИВ-

Пирог с подЛИВой, полный сЛИВы, салат из ЛИВера с оЛИВой

Не сделали меня счастЛИВой: увы, сонЛИВа и сопЛИВа.

Я удираю торопЛИВо, невежЛИВо и некрасиво.

И даже наЛИВки сегодня не пью. УвиЛИВаю!

ЧЁТ-
ЧЁТ-

Горько вздыхает студент- звездоЧЁТ: "Знаю все звёзды я напереЧЁТ!

Так отчего ж мне не ставят заЧЁТ?!

Может, ходить лишь по числам по ЧЁТным?

Тройку поставят - станцую чеЧЁТку!

РАЗ-
РАЗ-

Хочешь поРАзить народ - делай всё наоборот:

Причешись под дикобРАЗа, в школу не ходи ни РАЗу.

Если РАЗум есть и так, обРАЗованность - пустяк.

Рук не мой: отмоешь РАЗом паРАЗита и заРАЗу.

пРАЗдник вечным не бывает, но работа - РАЗдражает.

РАЗвлекайся и гуляй, обРАЗцовый РАЗгильдяй!

РАЩ-
РАЩ-

Мой вид вызывает у вас отвРАЩенье?

А я не хочу в прошлый век возвРАЩенья!

Учились бы сами, унылые люди,

наРАЩивать пряди, отРАЩивать груди!

И вовсе не думаю я развРАЩаться,

а просто хочу в топ-модель превРАЩаться!

ТЕЛЬ- НИЦА-
ТЕЛЬ- НИЦА-

Наша учиТЕЛЬНИЦА - просто мучиТЕЛЬНИЦА!

Читай, говорит, про Кабаниху - дома храниТЕЛЬНИЦУ,

Про Наташу - счастья дариТЕЛЬНИЦУ,

Да про Соню - грехов искупиТЕЛЬНИЦУ.

А я - про миледь - отравиТЕЛЬНИЦУ да про Жанну - воиТЕЛЬНИЦУ.

Ах, будь я сама писаТЕЛЬНИЦЕЙ - меня бы любили читаТЕЛЬНИЦЫ!

***

(Рисунки и стишки мои).

Подобрать к каждой картинке ещё десятка два слов самостоятельно - и... чудо происходит: "непроверяемые словарные" слова запоминаются. И ничего, что среди них будут и вполне "проверяемые". Всегда можно подстраховаться: вспомнить, что "сомнительная гласная проверяется ударением".

Для детей картинки могут быть и более детскими:

-13

Три подружки - буквы О провалились в мОлОкО.

Плавали - плескались, да так там и остались!

-14

Отхватили по три О мОлОтОк и дОлОтО, кОлОсОк и вОлОсОк,

гОлОсОк и хОлОдОк, кОлОбОк и пОвОрОт... Так не каждому везёт!

Может, кто вспомнит и "рекордсменов": кОлОвОрОт и вОдОвОрОт - по четыре О!

Но какую часть словарного запаса можно запомнить вот так, на слух, играючи?

ПОЧТИ ПОЛОВИНУ! А именно ту половину русской лексики, которая действительно русская.

Как же быть со словами иноязычного происхождения?

А об этом - в следующий раз.

Подробно о "блоках" и иных методах победы над ошибками в Школе грамотности Натальи Романовой.

Книга "Идеальная грамотность без правил и словарей". Ссылка в комментариях.