Существует такая порода людей, которая если и видит что-то хорошее, то, непременно жаждет найти в нем хотя бы частичку негатива.
Сказанное в полной мере относится и французскому дипломату Жоржу де Реси, который в 1896 году посетил коронацию Николая II и оставил о ней ряд весьма противоречивых замечаний в своем дневнике.
- Впечатление француза о Петербурге:
Жорж де Реси отметил, что Петербург с первого взгляда производит впечатление "грандиозного" города, но присмотревшись к столице поближе, ощущения величия несколько спадает, в первую очередь, за счет неудачной покраски зданий (!), с преобладанием некрасивых "красноватых и грязно-белых" цветов.
Со слов француза, перемещение по улицам столицы "не производит впечатление стабильности и безопасности", поскольку "кучера правят бесноватыми животными". Не впечатлило дипломата и дорожное покрытие: "улицы вымощены булыжниками, уложенными в полном беспорядке".
Жоржа де Реси позабавило, что даже худощавые по комплекции кучера, по какой-то, только им ведомой причине, хотят казаться толще, для чего делают себе на область живота какие то накладки (!?): "(...)те, кого природа не наградила исключительно пышными формами(...) используют что то вроде пелерины, для того, чтобы походить на перевязанный шар(...)".
При посещении Казанского собора, в котором хранились захваченные у Наполеона военные трофеи (в том числе полковые знамена, жезл маршала Даву и т.п.), француз хладнокровно отмечает: "(...) мы не осмеливаемся слишком сердиться на народ, который, взяв суровый климат себе в помощь, защищал свои дома (...)". Цинизм и высокомерие этой фразы, как говорится, просто зашкаливает, но на то он и личный дневник, чтобы доверять ему потаенные мысли.
- Впечатление француза о Москве:
В этой части Жоржа де Реси дневника очень много штампов и клише, которые в наше время уже кажутся избитыми, но, вероятно в конце XIX века они могли считаться еще более-менее оригинальными.
Итак, французский дипломат отмечает, что Москва это типичный "восточный город", особенно на фоне "довольно Европейского" Петербурга. Жоржа де Реси удивляет причудливая смесь архитектуры, а за необычные для Европейского взгляда формы Собора Василия Блаженного на Красной площади, он называет этот храм "курортным казино".
Далее следуют описания коронационных торжеств, пышность и красочность которых, дипломат называет странной. Вот, например, как француз описывает выход Николая II на древнее Красное крыльцо Московского кремля:
"(...) эта масса в шитых золотом одеждах с головы до пят, в головных уборах луковичной формы с крупными драгоценными камнями, воскрешает в представлении, как мне видится, вавилонскую роскошь, такой, какой мы ее воображаем (..)".
Таким образом, отдавая должное торжественности и эффектности церемонии, французский дипломат, тем не менее, сравнивает ее с излишествами древнего Вавилона. Само это сопоставление, довольно провокационное и странное, поскольку Вавилон издавна считался символом и сборищем всех мыслимых и немыслимых пороков.
Во всей этой критике чувствуется какой-то снобизм и высокомерие. Даже если автор дневника и видит что то несомненно хорошее (как храм Василия Блаженного), он пытается это высмеять, уже не говоря о том, что он постоянно поливает презрениям то, что ему мало понятно в силу национальной специфики. В целом, дневник Жоржа де Реси хорошо подтверждает старую и банальную истину о том, что красота (или ее отсутствие) находится целиком "в глазах смотрящего".