Найти в Дзене
Интересности

Ученым впервые удалось передать сигнал через километровый слой металла: как они это сделали

Как обычно передается сигнал? Традиционно. Нужен источник сигнала и его приемник. Или, как в советское время говорили - детектор. Сейчас это слово осталось в ходу только у физиков.

Метод опробован, метод хороший. Вот только один минус - любая преграда ослабляет силу сигнала. Дерево, металл, почва, вода - все ослабляет. Да вам ли рассказывать - в наше время редкий разговор по сотовому телефону обходится без "але, але, ты тут, але?".

Ученые прикусили губу. Надо что-то делать. Справились с водой - связь с подводными лодками осуществляется с помощью сверхнизких частот. Именно они в меньшей мере ослабляются большой толщей воды. Справились с воздухом - наладили передачу на высоких (простые обыватели), сверхвысоких (танковые войска) и гигагерцовых (космос) частотах.

Но все равно не то. Затухание есть.

И вот на днях ученые вспомнили, что есть кое-что, что не затухает ни при каких условиях. Это быстрые нейтроны. Чтобы не загружать физикой, просто примите: они проникают через все. Через Земной шар - вообще не задерживаясь. Как кондуктор сквозь толпу.

И вот два исследовательских центра - научный институт имени Йожефа Стефана (Словения) и университет Ланкастера (Англия) объединились, чтобы попытаться создать осуществить передачу информации впервые в истории человека и человечества.

Оригинальная задумка удалась. За основу взяли металл, который вы вряд ли держали в руках - калифорний. Он испускает быстрые нейтроны, будучи помещенным в ядерный реактор. И да, это самый дорогой металл на планете. Об этом я подробно писал здесь.

Фото: Johannes Plenio / pexels.com
Фото: Johannes Plenio / pexels.com

Итак, они запихали калифорний в реактор и понесся поток быстрых нейтронов. Но тут пришла задача - как этот поток моделировать? Вобщем, как сделать, чтобы они не лились сплошняком, а посылались прерывистыми импульсами, длину которых можно задавать. Как морзянка.

Так и получилось. Кто-то предложил послать четыре точки (буква Х), затем две точки и тире (буква У) и точка с тремя тире (буква Й). Потом нашли того, кто это предложил, заперли этого русского в туалете, чтобы не маячил со своими советами и решили ограничиться что-то типа "Hello world".

И получилось. Притараканили по-быстрому датчик быстрых нейтронов, и, как сообщается в докладе университете Ланкастера, присоединили его к ноутбуку, написал простейшую программку для декодирования азбуки морзе и перевода сигнала в буквы и цифры.

Первыми послали буквы. Затем - целые слова. В третьем этапе решили - вдруг кто-то сшельмует, а потому подключили генератор случайных чисел. В итоге из 100 тестовых посланий все 100 были декодированы. Едва родившись и просуществовав первые минуты, метод продемонстрировал свою высокую эффективность.

Морзянка, конечно, примитивный способ передачи сигнала. Но точки можно представить в виде единиц, а тире - в виде нулей. И вот вам уже передатчик цифрового сигнала.

Начальник всего этого, то есть, научрук проекта Малькольм Джойс написал статью, где упомянул, где такой способ передачи пригодится.

"В ряде случаев электромагнитные волны недоступны. К примеру, в Марианской впадине никакой сигнал не ловится. Не кабель же туда тянуть. Или глубоко под землей, если такая экспедиция соберется. Внизу Кольской сверхглубокой - как металл толщиной километр. А есть случаи, когда кабель протянуть невозможно, а электромагнитные волны нежелательны. К примеру, при в лабораториях сверхчувствительных исследований электромагнитных волн, испускаемых клетками. Или там, где установлен ядерный реактор. Тут нейтроны и помогут", - сказал, как отрезал Malcolm Joyce.

Его спросили, удалось ли ученым добиться, чтобы эти ваши русские не смогли перехватить сигнал, раз он такой всепроникающий.

"...", - мрачно произнес ученый то самое слово, которое вначале исследователи хотели передать.

Наука
7 млн интересуются