Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Трагедия на острове Грохар

Все, кто основательно занимается изучением прошлого российского флота, знают об одной печальной странице в истории эскадренного миноносца «Новик», когда корабль невольно оказался причастным к несчастному случаю.
Для многих основным источником информации об этом эпизоде стали две книги — «Мои воспоминания», принадлежащие перу известного ученого-кораблестроителя академика А. Н. Крылова, и «Моонзунд» не менее известного писателя-мариниста В. С. Пикуля.
Вот как об этом писали они в своих произведениях.

Журнал "Гангут №54"
Журнал "Гангут №54"

Отрывок из книги А. Н. Крылова «Мои воспоминания»
В 1912 г. миноносец «Новик» под командованием капитана 2 ранга
Д. Н. Вердеревского проходил 20-узловым ходом в расстоянии около
6 миль мимо маяка, расположенного при входе в один из шхерных
фарватеров, подобно тому, как башня Грохара расположена при входе в Гельсингфорс. У этого маяка была по­строена на сваях деревянная пристань, помост которой возвышался над водой на 9 футов.
Был мертвый штиль, на пристани лежала вверх килем шлюпка, и около нее играли два мальчика, один 10 лет, другой 6 лет. Старший заметил, что по морю к пристани идет высокая волна, и бросился бежать
к берегу; младший остался на берегу. Волна вкатила на пристань, смыла шлюпку и все, что было на пристани, в том числе и мальчика, который и утонул. Само собой разумеется, что с «Новика» ничего этого видно не было, и лишь по приходе в Ганге командиру была доставлена телеграмма о происшедшем несчастии.
Было наряжено следствие, морской министр поручил мне доложить это дело. Оказалось, что на открытом плесе по пути «Новика» была короткая банка с глубиной воды в 35 футов (10,67 м. — Ред.). Эта глубина является как раз «критической» для скорости 20 узлов; на ней и образовалась громадная волна, которая затем побежала дальше и натворила беду. Это была воистину «непредвиденная на море случайность».


Отрывок из романа-хроники В. С. Пикуля «Моонзунд»

«Новик» проходил испытания на «мерной миле» под Гангэ. Приемная комиссия заполнила крылья мостика, следя за стрелками тахометров. Выше скорость, выше...
— Дадим еще, — решили тогда на мостике.
Стрелка лага шагнула за 33 узла. Невероятно!
<…>

Господа, не рискнуть ли прибавить еще давление на турбины?
Прибавили, — «Новик», словно играючи, побил рекорд мира (репитеры устойчиво держали 35 узлов).Тогда командир эсминца решительно толкнул рукояти телеграфа, и стрелки тахометров потянулись дальше… Палуба ходила ходуном, на пружинах амортизации тряслись в рубках приборы… Результат — 37,3 узла!

— Ура! Самая высшая скорость мира принадлежит России…
Вместе с бескозырками матросов взлетали в небо уносимые ветром
(и навсегда) кепчонки и картузы путиловских мастеров, гордых своей победой. А потом, когда пришли в Гангэ, командир получил телеграмму — не поздравительную, а трагическую. Оказывается, разведенная эсминцем ходовая волна, почти невидимая с мостика, неслышно под-
кралась к далекой земле; она обрушилась на берег, разворотила при-чалы, сорвала со швартовов катера и унесла в море детей, игравших
на пляже.

Эскадренный миноносец «Новик». 1912 год
Эскадренный миноносец «Новик». 1912 год

Теперь обратимся к документам, хранящимся в фондах Российского государст­венного архива военно-морского флота (РГАВМФ), и расскажем, как это случилось на самом деле.
Однако прежде поправим Валентина Саввича. Свою рекордную для того времени скорость 37,3 уз «Новик» развил не в районе Гангэ, а на мерной миле у Свинемюнде
21 августа 1913 года, после­ того как на германской верфи «Вулкан» на нем заменили котельную установку, установив котлы
с большей, чем прежде, паропроизводительностью.
Итак,
11 ноября 1912 года около 10 ч 30 мин эсминец «Новик» снялся
с якоря в Гельсингфорсе и направился в Ревель. Около 13 ч, идя по установленному фарватеру, он уже проходил мимо северного берега острова Грохар. Скорость хода корабля на тот момент не превышала 22 уз (хотя ранее он в том же месте проходил и со скоростью 23 уз), но по причине, описанной выше А. Н. Крыловым, за ним шла образовавшаяся
«громадная волна».
В это самое время на том же северном берегу играли дети машиниста
с маяка Грохар Л.-К. Эриксона — дочери Сага и Елена 7 и 5 лет и трехлетний сын Эрик.
Дети находились на высоте 5 футов
(1,52 м. — Ред.) над уровнем моря — мальчик на сходне за гальюном под горкой, а девочки у западного края этого строения. Оттуда нельзя было увидеть проходивший корабль и волны за ним, и только когда первая из них накатилась на берег, девочки, заметившие ее, испугались и скрылись за гальюном. Эрик же никуда не мог деться, и подошедшая волна смыла его и утащила к прибрежным камням. Услышав крики брата, ему на помощь бросилась было старшая сестра Сага, но, испугавшись следующей волны, которой мальчика и унесло в море, она опять скрылась за гальюном. Теми же волнами разбило две лоцманские шлюпки.

На спасение сына на одной шлюпке вышел его отец, Л.-К. Эриксон, с лоцманами Еременко и Л. Капустиным, на другой — маячный служащий
Ю.-В. Блунквист, который и вытащил Эрика, находившегося приблизительно в 40 м к югу, среди досок, из воды. Однако искусственное дыхание и нашатырь оказались бесполезными. Мальчика спасти не удалось.
Таковы обстоятельства происшедшего, зафиксированные в служебной переписке. Из всего сказанного следует, что упоминаемые в различных мемуарах, а тем более в беллетристике случаи требуют критического подхода. Авторам, берущимся за серьезное историческое исследование, следует относиться к ним очень осторожно, обязательно проверяя излагаемые сведения по опубликованным документам или архивным материалам.
Так, процитированные выше воспоминания академика А. Н. Крылова
не свободны от ошибок, что легко понять: свой труд он написал в Казани, находясь в эвакуации, всего за 27 дней (с
20 августа по 15 сентября 1941 г.). Переписку рукописи начисто и внесение в нее авторской правки Алексей Николаевич завершил 10 октября. И все это он делал только по памяти, причем не надо забывать, что было ему тогда 78 лет.
Что касается Валентина Саввича Пикуля, то свойственная ему манера подачи исторического материала известна всем читателям. Впрочем, это не умаляет его заслуг в популяризации исторического знания — в свое время его книги, отличавшиеся захватывающим сюжетом, вызвали у многих наших соотечественников серьезный интерес к многовековой истории нашей страны.

© Л. А. Кузнецов
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут" №54/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!