Найти в Дзене

Архитектор Георгий Гольц – сталинский лауреат, академик, не построивший ничего? А так ли это?

Георгия Павловича Гольца называют «архитектором несбывшейся мечты». Его имя ставили в один ряд с выдающимися советскими зодчими. Его блестящим талантом восхищались. На выставках работы Гольца оказывались в фокусе всеобщего внимания, удостаивались хвалебных отзывов и первых премий.

Георгий Гольц. Проект 2-го дома Совнаркома в Зарядье https://synthart.livejournal.com/212408.html?view=comments
Георгий Гольц. Проект 2-го дома Совнаркома в Зарядье https://synthart.livejournal.com/212408.html?view=comments

Но вот парадокс, едва лишь дело доходило до реального строительства, повторялась одна и та же история – высокопоставленные советские чиновники отдавали предпочтение разработкам его более угодливых и оборотистых коллег.

А превосходные проекты Гольца ложились «под сукно», умножая его славу зодчего-«бумажника». «Пробивать» свои работы он, неутомимый труженик и романтик, совершенно не умел

Архитектор Георгий Павлович Гольц, 1893 -1946 http://ivanteevka.today/teoriya-i-praktika-georgiya-golca/
Архитектор Георгий Павлович Гольц, 1893 -1946 http://ivanteevka.today/teoriya-i-praktika-georgiya-golca/

Родился Георгий Гольц в 1893 году в подмосковном Болшеве. Отец его, инженер-механик текстильной мануфактуры, вскоре умер, и мать вместе с 4-х летним сыном переехала в Москву. В юности Георгий мечтал стать художником, сблизился с футуристами, был близко знаком с Маяковским.

Рисунок Г.П. Гольца из цикла «Капиталистический мир» https://antiqueland.ru/articles/145/
Рисунок Г.П. Гольца из цикла «Капиталистический мир» https://antiqueland.ru/articles/145/

В 1913 году Георгий поступил на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Но будучи студентом 2-го курса, всерьёз увлёкся архитектурой. В 1919-1922 гг. он продолжил обучение на архитектурном отделении ВХУТЕМАСа. Со слов зодчего, «вузовцы» жили в то нелёгкое время весело, всех наполняла «удивительная радость и вера в будущее».

Георгий Павлович Гольц с супругой Галиной. Кадр из фильма Ники Гольц
Георгий Павлович Гольц с супругой Галиной. Кадр из фильма Ники Гольц

После защиты диплома Георгий совершил 7-ми месячную поездку в Италию. «Потрясающее впечатление! - вспоминал он, - тут я понял силу стены, что такое каркас, что такое деталь».

По возвращении Гольц сблизился с известным советским архитектором И.В. Жолтовским. Тот высоко ценил его способности, и считал лучшим своим учеником. По воспоминаниям дочери зодчего Ники Гольц, личность Жолтовского оказала на отца огромное влияние.

Георгий Гольц с архитектором И.В. Жолтовским. Кадр из фильма Ники Гольц
Георгий Гольц с архитектором И.В. Жолтовским. Кадр из фильма Ники Гольц

Со слов самого Георгия Павловича: «Тут я понял, что дело не в копировании увражей, а в понимании самой архитектуры, что надо работать над смыслом архитектуры, а не над голой формой. Понять это помог мне Жолтовский».

В тридцатые годы Гольц выступил с рядом самостоятельных проектов, среди которых были павильоны ВСХВ, жилые дома, мосты, станции метро, новые фабричные корпуса.

Проект жилого дома. Кадр из фильма Ники Гольц
Проект жилого дома. Кадр из фильма Ники Гольц
Проект банка. Кадр из фильма Ники Гольц
Проект банка. Кадр из фильма Ники Гольц

Его работы становились событием на конкурсных показах и выставках, посвященных строительству Новой Москвы. Они ярко воплощали суть его творческого кредо: «Классику нужно делать так, чтобы она была современной». Его безупречное «чувство гармонии и пропорций» преображало стиль «сталинского ампира» в настоящее искусство

Проект правительственного здания. Кадр из фильма Ники Гольц
Проект правительственного здания. Кадр из фильма Ники Гольц
Проект моста. Кадр из фильма Ники Гольц
Проект моста. Кадр из фильма Ники Гольц

За новаторские разработки в области архитектуры в начале 1941 года Гольц удостоился Сталинской премии, был избран действительным членом Академии наук.

Проект станции метро Кировская. Подземный вестибюль. Конкурсный проект. Авторы арх. Гольц Г. П. и Кожин С. Н. http://tehne.com/event/arhivsyachina/kolli-n-ya-arhitektura-moskovskogo-metro-1936
Проект станции метро Кировская. Подземный вестибюль. Конкурсный проект. Авторы арх. Гольц Г. П. и Кожин С. Н. http://tehne.com/event/arhivsyachina/kolli-n-ya-arhitektura-moskovskogo-metro-1936
Проект вестибюля станции метро. Кадр из фильма Ники Гольц
Проект вестибюля станции метро. Кадр из фильма Ники Гольц

Но считается, что едва ли не единственным его проектом, воплощенным в камне, стал шлюз на реке Яузе. Описания этого сооружения нередко сопровождаются подобными комментариями: «Построить ему больше ничего не дали».

Архитектор Г.П. Гольц. Здание шлюза гидроузла на Яузе. 1938 г. http://ivanteevka.today/teoriya-i-praktika-georgiya-golca/
Архитектор Г.П. Гольц. Здание шлюза гидроузла на Яузе. 1938 г. http://ivanteevka.today/teoriya-i-praktika-georgiya-golca/
Проект шлюза на Яузе https://wesse.livejournal.com/46679.html
Проект шлюза на Яузе https://wesse.livejournal.com/46679.html

Однако, стоит отметить, что работал Георгий Павлович не только в Москве, но и в провинции. Особенно пристального внимания заслуживает период, связанный с Ярославлем.

Известно, что в 1927-1929 гг. в Москве проводилась масштабная реконструкция здания Государственного банка. Руководил проектом архитектор Иван Владиславович Жолтовский. К работе он привлёк своих лучших учеников Г.П. Гольца, С.Н. Кожина и М.П. Парусникова.

По документам, именно в это время «Госбанк» выступил в качестве заказчика еще одной крупной работы. В 1928 году Гольц, очевидно с подачи Жолтовского, был назначен ответственным по техническому надзору за строительством здания Ярославского отделения Госбанка. Его возведение началось на месте южного корпуса Гостиного двора, сгоревшего во время мятежа 1918 года.

Строительство банка в Ярославле. Рисунок в газете «Северный рабочий» № 239 за 1929 г. https://yarnovosti.com/news/yarstarosti-yaroslavskiy-dom-dlya-banka/
Строительство банка в Ярославле. Рисунок в газете «Северный рабочий» № 239 за 1929 г. https://yarnovosti.com/news/yarstarosti-yaroslavskiy-dom-dlya-banka/
Проект банка, опубликованный в газете «Северный рабочий» за 1929 г. По тексту статьи, в 1929 г. здание уже «стояло в лесах». https://yarnovosti.com/news/yarstarosti-yaroslavskiy-dom-dlya-banka/
Проект банка, опубликованный в газете «Северный рабочий» за 1929 г. По тексту статьи, в 1929 г. здание уже «стояло в лесах». https://yarnovosti.com/news/yarstarosti-yaroslavskiy-dom-dlya-banka/

В местной краеведческой литературе авторами проекта Ярославского Госбанка обычно называют молодого «пролетарского» зодчего «Нового Ярославля» И.И. Князева и умудренного опытом Г.В. Саренко, бывшего губернского архитектора.

Здание Государственного банка в Ярославле. 1928-1932 гг.
Здание Государственного банка в Ярославле. 1928-1932 гг.

Но Князев, скорее, исполнял функции административного руководителя. В ту пору он занимал должность ведущего архитектора Проект-бюро Губстроя с правом подписи чертежей. Собственное его творение – клуб Ярославского резино-асбестового комбината «Гигант» (1934 г.) - выдержано в стиле конструктивизма и никакого сходства с банком не имеет.

Картуш "Герб РСФСР" на здании банка
Картуш "Герб РСФСР" на здании банка

Бывший губернский архитектор Григорий Васильевич Саренко известен в Ярославле многими замечательными постройками. Но в Италии он никогда не был, и в стиле Раннего Возрождения никогда не работал.

Меж тем, здание банка имеет ярко выраженные черты ренессансного палаццо. Подобно дворцу Медичи-Риккарди во Флоренции (Palazzo Medici Riccardi), немалую выразительность придаёт ему монументальный фасад, украшенный фактурным рустом. Протяженную плоскость стены оживляет ритм арочных окон.

Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции, 1440-е гг.  https://www.visitflorence.com/it/firenze-musei/cappella-dei-magi-di-gozzoli.html
Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции, 1440-е гг. https://www.visitflorence.com/it/firenze-musei/cappella-dei-magi-di-gozzoli.html

Стройные арки входного портика воскрешают в памяти облик лоджии дель Капитанио в Виченце (Loggia del Capitaniato)

Лоджия дель Капитанио в Виченце, 1571 г. Из открытых источников
Лоджия дель Капитанио в Виченце, 1571 г. Из открытых источников

Из трёх перечисленных выше зодчих творческим арсеналом Возрождения в совершенстве владел только Георгий Павлович Гольц. Невольно вспоминается впечатлившая его в Италии «сила стены»! И скорее всего, именно его эскиз послужил основой проекта Ярославского банка. А проработку рабочих чертежей вели уже Князев и Саренко.

Вид Государственного банка в Ярославле
Вид Государственного банка в Ярославле

Факт, в архиве Гольца есть рисунок аналогичного здания с ризалитом (выступающей частью) в виде ритмичной аркады.

Эскиз здания из архива Г.П. Гольца. Кадр из фильма Ники Гольц
Эскиз здания из архива Г.П. Гольца. Кадр из фильма Ники Гольц
Входной портик Государственного банка в Ярославле
Входной портик Государственного банка в Ярославле

Ярославский банк хорошо сохранился. Он представляет собой крупный комплекс, состоящий из главного операционного зала, крыла с бывшими квартирами сотрудников, охранного помещения и гаража. Все они выдержаны в стиле неоренессанса и могут служить наглядной иллюстрацией авторской манеры зодчего.

Крыло Ярославского банка с квартирами сотрудников
Крыло Ярославского банка с квартирами сотрудников
Вид палаццо Медичи-Риккарди. Из открытых источников
Вид палаццо Медичи-Риккарди. Из открытых источников
Картуш «Рог изобилия» на здании банка
Картуш «Рог изобилия» на здании банка

Интересно, что «Википедия», основываясь на неких источниках, однозначно указывает, что проект Ярославского банка в 1928 г был разработан Г.П. Гольцем.

Так что, вопреки расхожему мнению, Георгий Павлович Гольц построил не только шлюз на Яузе. Возможно, в провинции отыщутся и другие его творения, надо только искать.

Зодчий трагически погиб в 1946 году – его сбила машина в двух шагах от дома, на Садовом кольце.

Надгробие на могиле Г.П. Гольца на Новодевичьем кладбище Москвы. Из открытых источников
Надгробие на могиле Г.П. Гольца на Новодевичьем кладбище Москвы. Из открытых источников

Наука
7 млн интересуются