Георгия Павловича Гольца называют «архитектором несбывшейся мечты». Его имя ставили в один ряд с выдающимися советскими зодчими. Его блестящим талантом восхищались. На выставках работы Гольца оказывались в фокусе всеобщего внимания, удостаивались хвалебных отзывов и первых премий.
Но вот парадокс, едва лишь дело доходило до реального строительства, повторялась одна и та же история – высокопоставленные советские чиновники отдавали предпочтение разработкам его более угодливых и оборотистых коллег.
А превосходные проекты Гольца ложились «под сукно», умножая его славу зодчего-«бумажника». «Пробивать» свои работы он, неутомимый труженик и романтик, совершенно не умел
Родился Георгий Гольц в 1893 году в подмосковном Болшеве. Отец его, инженер-механик текстильной мануфактуры, вскоре умер, и мать вместе с 4-х летним сыном переехала в Москву. В юности Георгий мечтал стать художником, сблизился с футуристами, был близко знаком с Маяковским.
В 1913 году Георгий поступил на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Но будучи студентом 2-го курса, всерьёз увлёкся архитектурой. В 1919-1922 гг. он продолжил обучение на архитектурном отделении ВХУТЕМАСа. Со слов зодчего, «вузовцы» жили в то нелёгкое время весело, всех наполняла «удивительная радость и вера в будущее».
После защиты диплома Георгий совершил 7-ми месячную поездку в Италию. «Потрясающее впечатление! - вспоминал он, - тут я понял силу стены, что такое каркас, что такое деталь».
По возвращении Гольц сблизился с известным советским архитектором И.В. Жолтовским. Тот высоко ценил его способности, и считал лучшим своим учеником. По воспоминаниям дочери зодчего Ники Гольц, личность Жолтовского оказала на отца огромное влияние.
Со слов самого Георгия Павловича: «Тут я понял, что дело не в копировании увражей, а в понимании самой архитектуры, что надо работать над смыслом архитектуры, а не над голой формой. Понять это помог мне Жолтовский».
В тридцатые годы Гольц выступил с рядом самостоятельных проектов, среди которых были павильоны ВСХВ, жилые дома, мосты, станции метро, новые фабричные корпуса.
Его работы становились событием на конкурсных показах и выставках, посвященных строительству Новой Москвы. Они ярко воплощали суть его творческого кредо: «Классику нужно делать так, чтобы она была современной». Его безупречное «чувство гармонии и пропорций» преображало стиль «сталинского ампира» в настоящее искусство
За новаторские разработки в области архитектуры в начале 1941 года Гольц удостоился Сталинской премии, был избран действительным членом Академии наук.
Но считается, что едва ли не единственным его проектом, воплощенным в камне, стал шлюз на реке Яузе. Описания этого сооружения нередко сопровождаются подобными комментариями: «Построить ему больше ничего не дали».
Однако, стоит отметить, что работал Георгий Павлович не только в Москве, но и в провинции. Особенно пристального внимания заслуживает период, связанный с Ярославлем.
Известно, что в 1927-1929 гг. в Москве проводилась масштабная реконструкция здания Государственного банка. Руководил проектом архитектор Иван Владиславович Жолтовский. К работе он привлёк своих лучших учеников Г.П. Гольца, С.Н. Кожина и М.П. Парусникова.
По документам, именно в это время «Госбанк» выступил в качестве заказчика еще одной крупной работы. В 1928 году Гольц, очевидно с подачи Жолтовского, был назначен ответственным по техническому надзору за строительством здания Ярославского отделения Госбанка. Его возведение началось на месте южного корпуса Гостиного двора, сгоревшего во время мятежа 1918 года.
В местной краеведческой литературе авторами проекта Ярославского Госбанка обычно называют молодого «пролетарского» зодчего «Нового Ярославля» И.И. Князева и умудренного опытом Г.В. Саренко, бывшего губернского архитектора.
Но Князев, скорее, исполнял функции административного руководителя. В ту пору он занимал должность ведущего архитектора Проект-бюро Губстроя с правом подписи чертежей. Собственное его творение – клуб Ярославского резино-асбестового комбината «Гигант» (1934 г.) - выдержано в стиле конструктивизма и никакого сходства с банком не имеет.
Бывший губернский архитектор Григорий Васильевич Саренко известен в Ярославле многими замечательными постройками. Но в Италии он никогда не был, и в стиле Раннего Возрождения никогда не работал.
Меж тем, здание банка имеет ярко выраженные черты ренессансного палаццо. Подобно дворцу Медичи-Риккарди во Флоренции (Palazzo Medici Riccardi), немалую выразительность придаёт ему монументальный фасад, украшенный фактурным рустом. Протяженную плоскость стены оживляет ритм арочных окон.
Стройные арки входного портика воскрешают в памяти облик лоджии дель Капитанио в Виченце (Loggia del Capitaniato)
Из трёх перечисленных выше зодчих творческим арсеналом Возрождения в совершенстве владел только Георгий Павлович Гольц. Невольно вспоминается впечатлившая его в Италии «сила стены»! И скорее всего, именно его эскиз послужил основой проекта Ярославского банка. А проработку рабочих чертежей вели уже Князев и Саренко.
Факт, в архиве Гольца есть рисунок аналогичного здания с ризалитом (выступающей частью) в виде ритмичной аркады.
Ярославский банк хорошо сохранился. Он представляет собой крупный комплекс, состоящий из главного операционного зала, крыла с бывшими квартирами сотрудников, охранного помещения и гаража. Все они выдержаны в стиле неоренессанса и могут служить наглядной иллюстрацией авторской манеры зодчего.
Интересно, что «Википедия», основываясь на неких источниках, однозначно указывает, что проект Ярославского банка в 1928 г был разработан Г.П. Гольцем.
Так что, вопреки расхожему мнению, Георгий Павлович Гольц построил не только шлюз на Яузе. Возможно, в провинции отыщутся и другие его творения, надо только искать.
Зодчий трагически погиб в 1946 году – его сбила машина в двух шагах от дома, на Садовом кольце.