Найти в Дзене
LegenDaily

Как Самсон стал Сампсонием и где стоял Синявин баталион

Храм Самсона Странноприимца (именно так, без буквы «п» в середине слова, его писали в XVIII веке) на территории нынешней Выборгской стороны был не только одним из первых церковных строений в Петербурге, но и в принципе одной из первых построек, появившихся в новой российской столице. LegenDaily предлагает небольшой фотоэкскурс в историю этого храма, значительно повлиявшего на формирование застройки Выборгской стороны.

В материале много фотографий и подписей к ним — листайте галереи!

Как известно, Петр Первый начал застраивать новый город с островов: прежде всего, с Фомина (так, согласно писцовой книге Водской пятины 1708 года, назывался нынешний Петроградский остров, при Петре ставший Петербургским) и острова Усадица (в петровское время получил название Адмиралтейский и был разделен надвое).

Церковь Самсона Странноприимца была построена по указу Петра I в честь победы России над Швецией в 1709 году. В 1710-м храм, тогда деревянный, уже освятили.
Святой преподобный Сампсон — полулегендарный римлянин, живший в V-VI веках и прославившийся тем, что предоставлял кров и помощь странникам и больным. Якобы он исцелил даже самого императора Юстиниана. Очень подходящая персона для покровительства воинам, победившим в Полтавской битве.
Книга «Святыни Петербургской епархии», вышедшая в 1915 году, рассказывает о том, что на Выборгской стороне в 1700-х годах располагалось лишь несколько деревень. Это место было выбрано потому, что здесь проходила дорога в шведское королевство — Выборгской тракт, ставший потом Большим Сампсониевским проспектом.
Книга «Святыни Петербургской епархии», вышедшая в 1915 году, рассказывает о том, что на Выборгской стороне в 1700-х годах располагалось лишь несколько деревень. Это место было выбрано потому, что здесь проходила дорога в шведское королевство — Выборгской тракт, ставший потом Большим Сампсониевским проспектом.

В 1711 году при церкви появились богадельни и кладбище «не только российского народа, но и иностранной нации», пишет первый петербургский библиотекарь Андрей Богданов в книге «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703, по 1751 год», вышедшей в 1779 году. Он же рассказывает, что в 1733 году вместо обветшавшей деревянной была построена новая, каменная, церковь. И называет святого уже не Самсоном, а Сампсоном, Сампсонием.

На кладбище при церкви были похоронены многие выдающиеся люди Петербурга, жившие в городе в XVIII веке и ставшие первыми его гражданами и созидателями: архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, К.-Б. Растрелли; первый президент Академии наук и художеств, лейб-медик Петра I Л. Блюментрост и другие.

Новая церковь, построенная при императрице Анне Иоанновне, была выдержана в модном тогда стиле барокко. Сначала храм имел только один купол, но в 1760-х годах пристроили еще четыре. Это традиционное для российских церквей архитектурное решение, которое символизирует Христа и четырех евангелистов.

Революция 1917 года не принесла Сампсониевскому собору, как и большинству российских храмов, ничего хорошего. Сначала с него сняли почти все колокола, оставив только один, главный колокол весом 400 пудов. Его поставили на учет как историческую ценность. Благодаря этому он сохранился до наших дней.

Потом, в 1934-м, над храмом нависла угроза уничтожения: в марте Президиум Выборгского районного совета постановил: «Ввиду предстоящих работ по реконструкции пр. К. Маркса (так новые власти назвали в 1918 году Большой Сампсониевский проспект. — LD) в 1934 г. … ныне существующее расположение колокольни Сампсониевской церкви и памятника Петра I, мешающих этим работам и резко выступающих за красную линию, что сужает проезд и приводит к частым несчастным случаям, — просить Президиум Ленсовета закрыть Сампсониевский собор с условием сноса колокольни и памятника, а здание церкви использовать под кино, которого нет в этом районе».

Правда, тогда это намерение не было выполнено, богослужения в соборе прекратили лишь в 1938-м.

Сейчас в окрестностях Сампсониевского собора на Выборгской стороне нет ни кладбища, ни полковых казарм, ни конюшен. Но вот госпиталь, клиники и медицинский вуз остались почти на тех же местах, где они расположились в XVIII веке. О прошлых временах напоминают и некоторые местные топонимы: Гренадерская улица, Нейшлотский переулок. Ну, и, конечно, сам собор служит памятником первых лет Петербурга и военных побед России.

А какой из петербургских храмов больше всего нравится вам? Расскажите в комментариях, об истории какого собора или церкви вы хотели бы почитать на наших страницах.

Источники фото: mishanita.ru, sampsony.ru, rasfokus.ru, putidorogi-nn.ru.

Понравилась статья? Поделитесь своим мнением в комментариях. Не забудьте поставить лaйк и пoдписaтьcя на кaнaл LegenDaily, чтобы не пропустить новые публикации и помочь в развитии канала!