Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Дама под вуалью

В детстве одним из самых прекрасных предметов "старинного" дамского гардероба мне казались вуали на шляпках. Ведь это так красиво и загадочно одновременно!

С последней четверти XIX века и по начало XX вуали были очень популярны. И исполняли сразу несколько функций!

Слева - "Дама под вуалью", Тео ван Рыссельберг, 1886, справа - "Дама под вуалью", Роберт Тегерстром,  1885. (с) Getty Images
Слева - "Дама под вуалью", Тео ван Рыссельберг, 1886, справа - "Дама под вуалью", Роберт Тегерстром, 1885. (с) Getty Images
  • Лицо защищается от пыли, а ещё от солнца (кожа ведь должна быть белой, никакого загара!)
  • За густой вуалью можно было скрыть лицо, если вы хотели остаться неузнанной, ну или не привлекать к себе внимания.
"Погружённая в раздумья", Джеймс Кэролл Беквит, 1908. (сс) Wikimedia Commons
"Погружённая в раздумья", Джеймс Кэролл Беквит, 1908. (сс) Wikimedia Commons
  • Или же, наоборот, вуаль прекращалась в орудие кокетства. Она заставляла гадать - кто же скрывается за ней. Подогревала интерес к виднеющимся за ней глазам и губам. Позволяла флиртовать незаметно для окружающих.
  • Вуаль сглаживала мелкие недостатки. Как фильтр!
"Дама с цветами", Фернан де Лонэ, 1890е. (сс) Wikimedia Commons
"Дама с цветами", Фернан де Лонэ, 1890е. (сс) Wikimedia Commons
  • Ну а если вуаль была усыпана бархатными мушками, то по контрасту с ней кожа казалась более белой. По сути, тот же приём, к которому прибегали дамы в XVIII веке, только тогда мушки были на лице. :)
  • Ну и, наконец, вуаль - это ещё один аксессуар, с помощью которая дама могла проявить и вкус, и фантазию.
"Апрельский день на площади Согласия", Луиза Аббема, 1894. (сс) Wikimedia Commons
"Апрельский день на площади Согласия", Луиза Аббема, 1894. (сс) Wikimedia Commons

Помните, как в "Анне Карениной" маленький Серёжа во время прогулок надеется на встречу с матерью, и вглядывается в похожих на неё женщин? "И он вот-вот ждал, что она подойдет к нему, поднимет вуаль. Все лицо ее будет видно, она улыбнется, обнимет его, он услышит ее запах, почувствует нежность ее руки и заплачет счастливо, как он раз вечером лег ей в ноги и она щекотала его, а он хохотал и кусал ее белую с кольцами руку. <...> Нынче в Летнем саду была одна дама в лиловом вуале, за которой он с замиранием сердца, ожидая, что это она, следил, в то время как она подходила к ним по дорожке". И когда Анна всё-таки приезжает повидаться с ним, в свой бывший дом она явится, "покрытая вуалем". И старый швейцар не сразу узнает её.

Вуаль могла быть как густой, действительно скрывающей лицо, так и тонкой, невесомой, прозрачной. могла - в зависимости от моды - прикрывать только верхнюю часть лица или всё лицо (тогда, как правило, она стягивалась сзади). Словом, дама регулировала тот туман, которым себя окутывала.

Слева - "Дама в ч1рной шляпе", Джованни Больдини, 1880е. В центре - "Ирма Брюннер", Эдуард Мане, 1880. Справа - "Портрет Флоренс", Томас Робертс, ок. 1898. (сс) Wikimedia commons
Слева - "Дама в ч1рной шляпе", Джованни Больдини, 1880е. В центре - "Ирма Брюннер", Эдуард Мане, 1880. Справа - "Портрет Флоренс", Томас Робертс, ок. 1898. (сс) Wikimedia commons

Вуаль доживёт до середины XX века, и уйдёт в прошлое вместе с обычаем непременно надевать головной убор, когда выходишь на улицу. Но в наши дни у неё есть замена.

Тёмные очки. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory