Немало в истории было сказано о мифическом происхождении Жакетты Люксембурской от Мелузины, «женщины-змеи», которая считалась прародительницей Люксембургского дома. Однако дошедшие до наших дней свидетельства говорят нам скорее о том, что сама Жакетта не проявляла особого интереса к легенде о Мелузине. В 1474 году было составлено генеалогическое дерево Елизаветы Вудвилл, и родственная связь с Мелюзиной обнаружена, естественно, не была. Книга с легендой о мифической богине действительно присутствовала в библиотеке Жакетты Люксембургской, но она не занимала особого почетного места и скромно покоилась на полке среди книг с рассказами о крестовых походах на Святую Землю. Поводом к появлению легенды о мифическом происхождении Жакетты могла послужить невероятная популярность легенды о Мелюзине в пятнадцатом веке. Многие другие знатные дамы того времени приписывали себе "родство" с водной богиней. Но, равно как обладание книгами о Гарри Поттере не делает современного читателя практикующим колдуном, обладание романом о Мелузина не превращало средневековую женщину в колдунью.
Помимо предполагаемой "родственной" связи с Мелюзиной, жаждущие найти доказательства того, что брак Елизаветы с Эдуардом был заключен с помощью колдовства, указали на официальную дату свадьбы: 1 мая. Ночь с 30 апреля на 1 мая в странах Западной Европы считается Вальпургиевой ночью. Она славится поверьями о разгуле нечистой силы. Один автор совершенно серьезно заявил, что Эдуард IV прибыл в Графтон в ночь перед свадьбой и участвовал в ритуале. Не стоит и говорить о полном отсутствии доказательств того, что такой обряд вообще проводился в Графтоне 30 апреля, не говоря уже о том, что Эдуард или кто-либо из Вудвиллей принимал в нем участие.
Находились и такие, которые утверждали, что Эдуард получил от будущей королевы любовное зелье, приготовленное ее матерью. Принимая во внимание, что в 15 веке люди верили в колдовство и сверхъестественные силы, на одно мгновение примем их точку зрения. Если только зелье не обладало пожизненным действием, то, надо полагать, однажды наступил бы момент, в который Эдуард освободился бы от "наваждения". И тут подходим к моменту, когда необходимо включить логику и ответить на вопрос: неужели действительно можно верить, что молодой, умный и сильный мужчина, сумевший завоевать трон, не смог бы выбраться из опутавших его "колдовских чар" и не нашел бы способ расторгнуть брак, который был заключен против его воли?
А ларчик просто открывался... Дело в том, что не существует никаких доказательств, кроме необоснованных заявлений врагов Елизаветы и Жакетты в том, что королева использовала магические способности. Лишь красота и обаяние побудили Эдуарда заключить этот брак. Лишним подтверждением тому послужил внук Эдуарда и Елизаветы: в конце концов, не менее четырех обычных женщин были замужем за Генрихом VIII - и все без помощи колдовства или политического расчета. Да, даже короли могут захотеть жениться на женщинах более низкого происхождения.
«Доказательство» в колдовстве, представленное Томасом Уэйксом, из-за которого Жакетта была подвержена судебному преследованию рассыпалось в прах, т.к. не имело в своей основе ничего, кроме наговоров. Не было обнаружено ни запрещенных книг, ни любовных зелий, ни подозрительных растений в аптекарском огороде.
В 1484 году обвинение против матери и дочери, выдвинутые парламентом Ричарда III, не представило никаких доказательств, свидетельствовавших в поддержку утверждения о том, что они обе занимались колдовством с целью вынудить молодого короля жениться на Елизавете. К этому времени Жакетта была уже мертва и не могла защищать себя, тогда как Елизавета была в состоянии восстать против Ричарда III. Два ее сына, принцы Эдуард и Ричард представляли серьезную угрозу для Ричарда в его стремлении занять трон, если бы оказалось, что хотя бы один из них оказался жив. Поэтому новому королю было чрезвычайно выгодно поддержать идею о том, что брак был заключен с помощью колдовства и поставить под вопрос право детей Елизаветы наследовать трон.
Когда Генрих VII пришел к власти и приказал отменить парламентский акт, который признал недействительным аннулирование брака Эдуарда с Елизаветой, больше уже не было необходимости продолжать обвинение в колдовстве против бывшей королевы и ее матери, т.к. дочь Елизаветы в любом случае уже стала королевой Англии и женой первого короля династии Тюдор.
Стоит вспомнить еще одну высокопоставленную даму того времени - Элеонору, герцогиню Глостерскую, жену родного дяди короля Ланкастера Генриха VI. Она призналась, что наняла для помощи Марджери Джордемейн, известную "ведьму". Тот факт, что такая высокопоставленная дама, как герцогиня Глостерская, чей муж был следующим в очереди престолонаследования, обратилась за помощью к такой сомнительной личности как Марджери, показывает, что люди с высоким статусом не всегда были невинны.
Против Жакетты и Елизаветы исходили обвинения исключительно со стороны их врагов и, на что стоит обратить особое внимание, только во время беспорядков. Таким образом, даже тем, кто склонен верить в мифическое происхождение этих двух женщин, стоит по крайней мере, относиться с величайшим скептицизмом к обвинениям против них.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.