Найти тему
ИстПросвет

Боярин Василий Федорович Симский-Образец: история подвигов большого воеводы

Оглавление

При великом князе Иване III выдвинулось много толковых военачальников. Часть из них принадлежала к знатным княжеским родам, другие происходили из московского родовитого боярства. К последним относился боярин Василий Федорович Симский-Образец, о деяниях которого многие теперь не знают, но сегодня мы исправим это досадное недоразумение.

Древнерусский воин
Древнерусский воин

Потомок касожского князя Редеди

Василий Федорович был представителем дворянского рода Добрынских-Симских. Согласно родословной, Добрынские вели свой род от касожского князя Редеди, история смерти которого изложена в Лаврентьевской летописи. Там сказано, что в 1022 году тмуратаканский князь Мстислав Храбрый выступил в поход на касогов. Силы, видимо, были неравными, и касожский князь предложил вступить Мстиставу в поединок с условием, что победитель получит семью, землю и жизнь побеждённого. Если верить летописи, Мстислав согласился и сразил Редедю в поединке.

У Редеди, согласно родословию, было два сына - Юрий и Роман. Мстислав Храбрый взял их к себе и женил Романа на своей дочери. От этого брака будто бы и произошли бояре Добрынские. Легенда не выдерживает банального хронометрического замера - в родословии не хватает 10-12 колен, чтобы равномерно разложить их по времени, в противном случае в хронологии остаются зияющие пустоты. Но и сомневаться в касожском происхождении Василия Федоровича Симского-Образца мы тоже не имеем права - такими вещами, как родословная, в прошлом не шутили, себе могло выйти дороже.

На московской службе

Добрынские-Симские служили московским князьям с 14 века. Фёдор Константинович Добрынский-Симский возвысился при дворе Василия II Тёмного: получил боярский чин, был в воеводах и погиб летом 1445 года в сражении с казанским войском под Суздалем. После него остался единственный сын, Василий, которому суждено было ещё больше прославить род Симских.

В ходе битвы
В ходе битвы

Победа на Северной Двине

Впервые Василий Фёдорович Симский-Образец заявил о себе как удачливый военачальник в 1471 году, в ходе войны Московского княжества с Новгородом. Как удачно выразился историк Дм. Володихин, В.Ф. Симский-Образец был послан с войском в Подвинье, где "проходил "второй фронт" решающей войны между Новгородской вечевой республикой и Иваном III".

Симскому помогали отряды, подоспевшие из Вятки и Великого Устюга. Ода эти города издавна конфликтовавшие с Новгородом и потому выступили на стороне Москвы. Новгородцев поддерживали двиняне и "заволочане" - жители новгородских провинций. Воинство Новгорода и его союзников возглавлял сын новгородского посадника Василий Никифорович Пенков и князь Василий Васильевич Шуйский-Гребёнка - человек в военном деле таровитый и испытанный воин.

Упорная схватка

Если верить московским летописям, у Шуйского было при себе около 12 000 ратников. Войско Симского-Образца заметно уступало в численности и, возможно, не достигало и третьей части сил противника. Тем не менее, Василий Фёдорович действовал решительно, и это выдаёт в нём наличие военного таланта. Сражение состоялось на Северной Двине между её притоками Вагой и Ваенгой. Оба войска прибыли к месту битвы на речных судах.

Сразу после выгрузки на берег началась схватка. Сражение длилось долго и упорно. Новгородцы слишком ценили промысловые территории севера, чтобы отдавать их малочисленному московскому отряду, да своим недругам вятчанам и устюжанам.

Тем не менее, через несколько часов Василий Симский-Образец мог торжествовать: противник был повержен и разбит, князь Шуйский ранен, большой двинский воевода Игнат Кашин убит, многие ратники попали в плен, остальные погрузились в лодки и уплыли.

Согласно новгородским летописям, причиной поражения стало нежелание двинян подчиняться Шуйскому-Гребёнке. Дыма без огня не бывает, и, скорее всего, какие-то недопонимания действительно могли иметь место. Но, с другой стороны, это лишь подчёркивает способность воеводы Василия Симского-Образца сплачивать ряды своих воинов и до конца держать нити управления боем в своих руках.

Тверь  в 15 веке
Тверь в 15 веке

Дальнейшая карьера

В 1470-х годах Василий Фёдорович Симский-Образец занимал высокое положение в московской правящей иерархии. Он был пожалован чином боярина и заседал в Боярской Думе. В ходе новгородского похода 1477/78 годов он числился одним из воевод в полку своего государя Ивана III. В его подчинении находились отряды из Ростова, Галича, Углича, Бежецкого Верха и дружины отдельных тверских бояр, перешедших на службу к Ивану III. Как справедливо замечает Дм. Володихин,

"фактически одному московскому боярину была отдана власть над воинством, коим в старину ... командовала бы целая коалиция князей! Это не почесть, это упование великого князя на большой воинский талант Василия Фёдоровича".

Казанский поход

В том же 1478 году В.Ф. Симский-Образец был назначен воеводой в Вятке, ещё не до конца подчинявшейся Москве. В это время у Вятки сохранялись обострённые отношения с Казанью, и воеводе Симскому было поручено провести показательный поход на казанских татар. Он отправился вниз по Волге и Каме с большой ратью. Согласно летописям, московские полки "воевали и опустошили" многие казанские места, обходя города стороной. Задача устрашения была выполнена в полной мере, и войско, отяжелённое добычей, вернулось домой. Больше казанцы не ходили на Вятку войной.

Завоевание Твери

Участие в присоединении Тверского княжества к Москве было, по-видимому, последней военной кампанией, в которой принял участие воевода Василий Симский-Образец. Откровенно говоря, Тверь слабо сопротивлялась московским войскам, которые существенно превосходили её собственные силы. Да и в целом, тверскому князю Михаилу Борисовичу было понятно, что без поддержки Литвы дни его независимого правления сочтены.

Тем не менее, боевые операции проводились по всем правилам военного искусства. Войска наступали, захватывали и разоряли сёла и города, осадили Тверь и вынудили её сдаться. За участие в кампании 1485 года Василий Симский-Образец был назначен тверским наместником, что, безусловно, указывало на то высокое доверие, которое оказывал ему Иван III.

Постскриптум

Вскоре после этих событий Василий Фёдорович Симский-Образец умер. Вместе с ним закатилась его воинская слава. Он ушёл из жизни, находясь на высокой должности, обласканный высшей властью. Не каждому в то время так везло.

Василий Симский тоже, случалось, попадал в немилость - было это после стояния на реке Угре. Но бог миловал талантливого воеводу. Видимо, помогало выкрутиться боярское, а не княжеское происхождение. На удельных князей московские правители смотрели с большим подозрением и часто наказывали их слишком жестоко и, практически, ни за что.

Если статья вам понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии и будьте здоровы

О неточностях и опечатках просьба сообщить автору