Найти тему
6000 миль до Голливуда

Основание

Оглавление

Хроника пикирующей галактики. Эпическая фантастика по романам Айзека Азимова.

(Foundation, 2021, США; сериал, 1 сезон +)

А это уже серьезный наезд на могучего классика, доложу я вам.
И не только потому что одним из творцов сериала числится дочь Азимова Робин, но и самим творческим подходом к его созданию. А именно: перед нами космоопера, нарочито стилизованная под "старую школу". С ее подчеркнуто неторопливым повествованием, философскими рассуждениями, захватывающими "инопланетными" панорамами и футуристическим антуражем/костюмами, как будто сошедшими с иллюстраций художников-фантастов 20 века Майкла Уэлана или Луиса Ройо.
Одно не утешает: от книг Азимова тут остались, рожки, ножки да два клочка козьей шерсти.

Выйду ночью в поле с... Да, коней и иную живность на планету Терминус не завезли. Вот и приходится тут ночами по полям в одиночку разгуливать.
Выйду ночью в поле с... Да, коней и иную живность на планету Терминус не завезли. Вот и приходится тут ночами по полям в одиночку разгуливать.

Любопытный факт: в далеком-далеком 1966 году трилогия (на тот момент) "Основание" получила авторитетную фант. премию Хьюго как "Лучшая серия всех времен", выиграв у номинированной на нее же (среди прочих других) трилогии "Властелин колец" Толкина.
Однако что мы видим спустя полвека? Благодаря кино в целом и Питеру Джексону в частности, ныне о Средиземье с его хоббитами, орками и гэндальфами знают даже те, кому фамилия Толкина абсолютно ни о чем не говорит.

А что же насчет Галактической Империи, Трантора, Терминуса, Клеона, Гэри Селдона и психоисторических прогнозов?
Ну, об "Основании" сегодня знают и помнят лишь поклонники научной и космической фантастики - впрочем, как и всегда. А широким народным массам эти имена и названия говорят не больше, чем терминология какой-нибудь астрофизики или космохимии.

Три клона одного императора... Кто из вас вспомнит тут советский анекдот про музей с тремя черепами маленького, молодого и взрослого Пушкина - тот молодец!
Три клона одного императора... Кто из вас вспомнит тут советский анекдот про музей с тремя черепами маленького, молодого и взрослого Пушкина - тот молодец!

И вот сценарист, продюсер и немножечко режиссер Дэвид С. Гойер вместе с Робин Азимовой и Джошем Фриманом отважились замахнуться на монументальный труд колосса НФ, Айзека нашего Азимова. Как сказали бы о них другие классики, только наши: "Инда взопрели Азимовы".

Правда, "взопрели и рассупонились" они не большим кино, а сериалом - хотя по меркам 2020-х это ничуть не худшая альтернатива. Ради этого и раскрутили ЯблоТВ с плюсом, оно же Apple TV+, на солидную кучку их отечественных денег.
Результатом чего и стали покамест эти 10 эпизодов, однако вполне сопоставимые по сюжетному масштабу и серьезности с теми же "Стартреком" или "Вавилоном 5".

Далее, как и ожидалось, азимофилы взорвались негодованием, заражая им и многих обычных зрителей. Само собой, по банальному и давно не удивительному поводу.
Ибо мало того, что увесистую книжную эпопею сериалотворцы кромсали по живому тупыми портняжными ножницами. Мало того, что они вписывали в нее толстыми фломастерами какую-то отсебятину. Хуже всего, что их шаловливые ручки добрались до святая святых "Основания" - ее главных героев.
Ладно хоть центральные фигуры - суперматематика, пророка Селдона (Джаред Харрис) и императора (Ли Пейс) - оставили условно-каноническими мужиками с белыми лицами. Зато на прочих отыгрались во всю мощь толерантной повестки дня, заменяя им напропалую не только цвет кожи, но и пол. Естественно, пол - в их анатомии, с сильного на слабый, а не в их доме, с деревянного на бетонный.

На окраине Чернодырья без перемен.
На окраине Чернодырья без перемен.

Хотя, в принципе, канва генерального азимовского сюжета здесь узнаваема.
Вот перед нами разворачивается аж целая галактика Млечного пути по версии ну очень далекого будущего. Да с таким размахом, что "Звездным войнам" и не снилось: сотни тысяч обитаемых планет, триллионы жителей.
И всё это - единая империя наподобие Римской, правит которой один-единственный человек - Клеон XII, клон первого императора, умершего уже черт-те знает сколько веков назад. Причем состарившийся клон, передавший власть клону №12, и молодой, который должен в будущем стать №13, находятся тут же, при дворе. Второй - в качестве пенсионера-советника, а первый - ученика и подмастерья в "императорском" ремесле.

И всё бы ладно, да только вдруг самый авторитетный в галактике, гений математики Селдон начинает, будто троянская Кассандра, пророчить грядущий крах всей империи. И последующие за ней, аж 30 (!) тысячелетий варварства.
Ясен клон, что императору - и его "приквелу" с "сиквелом", - такие прогнозы политической погоды нравятся не больше, чем визг соседской электродрели ранним воскресным утром. Поэтому он арестовывает Селдона и его сторонников, дабы их "расстрэлять!". Но, немного смягчившись, он все же сохраняет им жизнь, приказав лететь на окраину галактики, на планету Терминус. Под предлогом "Ну раз уж вы ноете о конце империи, то вот вам целая планета - создайте на ней Академию, чтобы в эпоху варварства наши научные знания не пропали". А то, что лететь до Терминуса аж 36 лет - так, мелочи. Зато у вас, нытиков, будет время подумать над своим плохим поведением.

Маленькая девочка со взглядом... математика, превосходящего умом десяток Перельманов (судя по сюжету).
Маленькая девочка со взглядом... математика, превосходящего умом десяток Перельманов (судя по сюжету).

Ничего - не без злоключений, но долетели. Правда, уже без Селдона, но не волнуйтесь: Джареда Харриса не пригласили бы на главную роль, чтобы "слить" его во втором эпизоде, поэтому он еще объявится, и не однажды.

А на Терминусе между тем было столь же весело, как на загородном пустыре темным осенним вечером. Лишь загадочный левитирующий обелиск, окруженный силовым полем, возвышался над мрачными холмами и мало-мальски разнообразил местный ландшафт. Неподалеку от него колонисты и построили городок, после чего начали жить-поживать, но наживать не добра, а всё новых неприятностей.
Впрочем, сериал посвящен не только им, но и оставшемуся в столице императору, а также другим ключевым персонажам. Отчего сюжетных линий здесь более чем достаточно, чтобы подчеркнуто неспешный ход событий вам не наскучил.

***

В общем, опять тот самый случай, когда вам придется решительно выбирать.
То есть: или напрочь забыть Азимова и радоваться просто хорошей олдскульной фантастике, достаточной красивой и интересной, чтобы ее продлили на второй сезон, или не забывать Азимова. Правда, во втором случае ничего, кроме полыхания межбулочного пространства, "Основание" Гойера вам не подарит, и все достоинства сериала - а их тут тоже немало, - просвистят мимо вас.
Короче говоря, расклад только такой, иного нет.

Трейлер фильма: