Хроника пикирующей галактики. Эпическая фантастика по романам Айзека Азимова.
(Foundation, 2021, США; сериал, 1 сезон +)
А это уже серьезный наезд на могучего классика, доложу я вам.
И не только потому что одним из творцов сериала числится дочь Азимова Робин, но и самим творческим подходом к его созданию. А именно: перед нами космоопера, нарочито стилизованная под "старую школу". С ее подчеркнуто неторопливым повествованием, философскими рассуждениями, захватывающими "инопланетными" панорамами и футуристическим антуражем/костюмами, как будто сошедшими с иллюстраций художников-фантастов 20 века Майкла Уэлана или Луиса Ройо.
Одно не утешает: от книг Азимова тут остались, рожки, ножки да два клочка козьей шерсти.
Любопытный факт: в далеком-далеком 1966 году трилогия (на тот момент) "Основание" получила авторитетную фант. премию Хьюго как "Лучшая серия всех времен", выиграв у номинированной на нее же (среди прочих других) трилогии "Властелин колец" Толкина.
Однако что мы видим спустя полвека? Благодаря кино в целом и Питеру Джексону в частности, ныне о Средиземье с его хоббитами, орками и гэндальфами знают даже те, кому фамилия Толкина абсолютно ни о чем не говорит.
А что же насчет Галактической Империи, Трантора, Терминуса, Клеона, Гэри Селдона и психоисторических прогнозов?
Ну, об "Основании" сегодня знают и помнят лишь поклонники научной и космической фантастики - впрочем, как и всегда. А широким народным массам эти имена и названия говорят не больше, чем терминология какой-нибудь астрофизики или космохимии.
И вот сценарист, продюсер и немножечко режиссер Дэвид С. Гойер вместе с Робин Азимовой и Джошем Фриманом отважились замахнуться на монументальный труд колосса НФ, Айзека нашего Азимова. Как сказали бы о них другие классики, только наши: "Инда взопрели Азимовы".
Правда, "взопрели и рассупонились" они не большим кино, а сериалом - хотя по меркам 2020-х это ничуть не худшая альтернатива. Ради этого и раскрутили ЯблоТВ с плюсом, оно же Apple TV+, на солидную кучку их отечественных денег.
Результатом чего и стали покамест эти 10 эпизодов, однако вполне сопоставимые по сюжетному масштабу и серьезности с теми же "Стартреком" или "Вавилоном 5".
Далее, как и ожидалось, азимофилы взорвались негодованием, заражая им и многих обычных зрителей. Само собой, по банальному и давно не удивительному поводу.
Ибо мало того, что увесистую книжную эпопею сериалотворцы кромсали по живому тупыми портняжными ножницами. Мало того, что они вписывали в нее толстыми фломастерами какую-то отсебятину. Хуже всего, что их шаловливые ручки добрались до святая святых "Основания" - ее главных героев.
Ладно хоть центральные фигуры - суперматематика, пророка Селдона (Джаред Харрис) и императора (Ли Пейс) - оставили условно-каноническими мужиками с белыми лицами. Зато на прочих отыгрались во всю мощь толерантной повестки дня, заменяя им напропалую не только цвет кожи, но и пол. Естественно, пол - в их анатомии, с сильного на слабый, а не в их доме, с деревянного на бетонный.
Хотя, в принципе, канва генерального азимовского сюжета здесь узнаваема.
Вот перед нами разворачивается аж целая галактика Млечного пути по версии ну очень далекого будущего. Да с таким размахом, что "Звездным войнам" и не снилось: сотни тысяч обитаемых планет, триллионы жителей.
И всё это - единая империя наподобие Римской, правит которой один-единственный человек - Клеон XII, клон первого императора, умершего уже черт-те знает сколько веков назад. Причем состарившийся клон, передавший власть клону №12, и молодой, который должен в будущем стать №13, находятся тут же, при дворе. Второй - в качестве пенсионера-советника, а первый - ученика и подмастерья в "императорском" ремесле.
И всё бы ладно, да только вдруг самый авторитетный в галактике, гений математики Селдон начинает, будто троянская Кассандра, пророчить грядущий крах всей империи. И последующие за ней, аж 30 (!) тысячелетий варварства.
Ясен клон, что императору - и его "приквелу" с "сиквелом", - такие прогнозы политической погоды нравятся не больше, чем визг соседской электродрели ранним воскресным утром. Поэтому он арестовывает Селдона и его сторонников, дабы их "расстрэлять!". Но, немного смягчившись, он все же сохраняет им жизнь, приказав лететь на окраину галактики, на планету Терминус. Под предлогом "Ну раз уж вы ноете о конце империи, то вот вам целая планета - создайте на ней Академию, чтобы в эпоху варварства наши научные знания не пропали". А то, что лететь до Терминуса аж 36 лет - так, мелочи. Зато у вас, нытиков, будет время подумать над своим плохим поведением.
Ничего - не без злоключений, но долетели. Правда, уже без Селдона, но не волнуйтесь: Джареда Харриса не пригласили бы на главную роль, чтобы "слить" его во втором эпизоде, поэтому он еще объявится, и не однажды.
А на Терминусе между тем было столь же весело, как на загородном пустыре темным осенним вечером. Лишь загадочный левитирующий обелиск, окруженный силовым полем, возвышался над мрачными холмами и мало-мальски разнообразил местный ландшафт. Неподалеку от него колонисты и построили городок, после чего начали жить-поживать, но наживать не добра, а всё новых неприятностей.
Впрочем, сериал посвящен не только им, но и оставшемуся в столице императору, а также другим ключевым персонажам. Отчего сюжетных линий здесь более чем достаточно, чтобы подчеркнуто неспешный ход событий вам не наскучил.
***
В общем, опять тот самый случай, когда вам придется решительно выбирать.
То есть: или напрочь забыть Азимова и радоваться просто хорошей олдскульной фантастике, достаточной красивой и интересной, чтобы ее продлили на второй сезон, или не забывать Азимова. Правда, во втором случае ничего, кроме полыхания межбулочного пространства, "Основание" Гойера вам не подарит, и все достоинства сериала - а их тут тоже немало, - просвистят мимо вас.
Короче говоря, расклад только такой, иного нет.