Найти тему
Экономика и жесть

Вывод бизнеса на новый уровень предполагает риски

Волжская торгово-промышленная палата провела семинар для предпринимателей, на котором подняли такой важный вопрос, как нахождение своего места на рынке. Причем сделали важный акцент на правовой стороне этого дела. Свои товары и услуги надо правильно позиционировать, чтобы продвигать. Расширение клиентской базы и выход на новые рынки нередко предполагают дополнительные риски. Эксперты подсказывают, как их можно избежать.

Главная тенденция двух последних лет понятна: все уходят в онлайн, чтобы минимизировать зависимость от решений Роспотребнадзора. Взаимодействие предпринимателя с потенциальным клиентом начинается с оферты, то есть коммерческого предложения. Публичная оферта нужна интернет-магазинам, онлайн-школам и прочим сайтам, где не нужен индивидуальный подход к каждому покупателю.

- Оферта выкладывается в публичный доступ и полностью освобождает вас от документооборота. Клиент поставил галочку и заплатил деньги - все, договор между вами заключен. Если все детально прописано, это поможет защититься от невнимательных и скандальных клиентов. В интернет-среде потребительский экстремизм процветает буйно. Правильно составленная оферта позволит защититься, если на вас захотят нажиться и потребуют деньги назад, - советует юрист Наталья Сметанина.

Хотя знатоки права любят изъясняться сложным языком, договор должен быть понятным, как инструкция.

Масштабирование дела, выход за рамки своего населенного пункта, региона или даже страны возможны при помощи заключения партнерских соглашений. Тут, конечно, свои подводные камни. Можно организовать новое юридическое лицо или товарищество. Формой партнерства может быть и оказание услуг, когда одна сторона выступает заказчиком, а вторая - исполнителем. Встречается также работа по лицензии.

- Оказание услуг и передача прав на интеллектуальную собственность регулируются коммерческим договором, пока он не содержит условий трудовых отношений. Крайне не рекомендую заключать коммерческие договоры с физлицами, не имеющими предпринимательского статуса. Ведь правила должны быть выстроены в рамках трудового законодательства, и только юрист, компетентный в этих вопросах, может подсказать, какие обязательства вы можете вписывать, а какие нет, - советует предприниматель Любовь Смыцкая.

Еще проще говоря - если не соблюдены условия именно коммерческого договора, бизнесмен может превратиться в работодателя. И пусть готовится к дополнительной финансовой нагрузке: 13 процентов НДФЛ, взносы в соцфонды с начала сотрудничества, отпуска, декреты, больничные. Юридическое сопровождение в каждой нише стоит по-разному.

Чтобы ускорить продажи, нужен узнаваемый товарный знак. Кстати, сам по себе он материальным активом не является, но его можно внести в качестве доли в уставный капитал. Есть возможность получить кредит под залог интеллектуальных прав.

- Когда вы начинаете заводить аккаунт фирмы в соцсетях, регистрируйте все на себя. Ключи от личного кабинета должны быть у вас, потому что вы носитель этой ценной информации. Аккаунт должен на сто процентов совпадать с зарегистрированным товарным знаком. В 2016 году человек открыл бизнес, через полтора месяца зарегистрировал знак. Сейчас так нельзя. Кто успел, тот хорошее с маркетинговой точки зрения название и занял, - полагает юрист Руслан Эгамов.

По данным Роспатента, в прошлом году было подано почти 94 тысячи заявок на регистрацию товарного знака. По 257 в день. Проверить свое название по базе данных стоит десять тысяч рублей. Если добавить в охват еще и соцсети, доменные имена и другие каналы трансляции, то сумма может вырасти до 17 тысяч. Но это избавит, во-первых, от исков тех, кто подал заявку раньше, а претензия может достигать пяти миллионов рублей. Во-вторых, так можно избежать блокировки со стороны маркетплейса, если торговый знак окажется не оригинальным.

Средняя цена регистрации - от 40 до 50 тысяч рублей. При электронном документообороте еще пошлина в размере 23 тысяч рублей. Срок проверки заявки - в пределах восьми месяцев. В течение десяти лет знак под охраной, по истечении этого периода можно неограниченное количество раз продлевать юридическую защиту.