"Ствол" память не освежает. Триллер-шедевр "раннего" Кристофера Нолана.
(Memento, 2000, США)
Вероятно, это лишь совпадение, что во втором фильме Кристофера Нолана снялись две немаловажные звезды из суперхитовой тогда, первой "Матрицы" - Джо Пантолиано и Кэрри-Энн Мосс.
Однако их присутствие тут более чем уместное. Потому что главный герой "Помни", бывший страховой агент Леонард (Гай Пирс) тоже застрял навсегда в своей персональной "матрице" - мире, который лишь с большой натяжкой можно назвать реальным.
Проблема в том, что Лёня страдает редким заболеванием: антероградной амнезией. Да-да, почти как наш подставной "Доцент" Трошкин из "Джентльменов удачи", описавший корешам свой мнимый недуг буквально в четырех словах: "Тут помню, тут - ничего".
Вот и Лёня помнит, как однажды при ограблении его дома он получил по башке кастетом, а потом - как отрезало.
Последнее, что выжглось у него "на подкорке", это убийство его жены теми же бандитами, да кое-какие детали преступления, и с тех пор вся жизнь мужика превратилась в ад. Ведь отныне он мог запоминать свою текущую жизнь лишь на короткое время, после чего опять всё начисто забывал. А когда вновь обретал трезвомыслие, мог полагаться лишь на подсказки, оставленные самому себе до очередного провала в памяти. Как то: записки, снимки с "полароида" и... татуировки по всему телу, в которых он отмечал самую важную для себя информацию. Ту, что нельзя забывать, даже если весь мир вдруг покатится в тартарары.
К примеру - во что бы то ни стало Лёне надо найти убийцу своей жены и отомстить. Чем он и будет заниматься в обнимку со своей амнезией всю эту душераздирающую историю.
Казалось бы, и без того сложнейшая задача - показать на экране, как Лёньчик со своим "глючным" мозгом пытается шажок за шажком докопаться до истины. Однако Нолан уже тогда не искал легких режиссерских путей! И преподнес нам эту историю примерно так, как он глумился над нашими рассудками в "Доводе" - с помощью, мягко говоря, "обратной хронологии" сюжетных событий.
Только в своём прошлогоднем фантастическом колоссе ценою 205 млн. $ Кристофер оборачивал вспять аж само время, а в скромном реалистичном "Помни" за 9 млн. он лишь... поменял расстановку сцен от финальной к первой (с разграничивающей их, "вводной" линией героя "в реальном времени", объясняющего нам нюансы своей болезни и тактику выживания с нею). Отчего мы сразу видим, чем эта история завершится, но понятия не имеем, что именно к подобной развязке привело.
Вы спросите: а где же интрига при таком, на первый взгляд, спойлерном монтаже?
О, если у вас назрел этот вопрос, значит вы плохо знаете братушек Ноланов; младшенький из них, Джонатан, написал рассказ, из которого старшенький и вылепил потом свой сценарий.
Интрига здесь столь зверская, что многие "классические" триллеры обзавидуются. Недаром ведь и монтаж фильма, и его сценарий выдвигались на Оскары (не выиграли), что о чем-то да говорит. Ибо, во-первых, с чего мы взяли, что в завязке сюжета Лёня отомстил тому, кому надо, а сам он - блаженный праведник, чья миссия ведет к благородной цели?
А, во-вторых, тот факт, что Лёня не доверяет теперь абсолютно никому, есть палка о двух концах. И означает, что зритель в той же степени не доверяет и ему. Тем более не верит на слово человеку с памятью, дырявой, как расстрелянное из дробовика решето.
***
В общем, приз за самую яркую и оригинальную эксплуатацию амнезии в кино - в студию! Хотя кому я это говорю? У "Помни" и так собран аж целый рюкзак солидных наград, даром что с Оскарами его и прокатили.
А если начистоту, то перед нами как раз тот редкий фильм, которым Голливуд может тыкать в нос любому, кто упрекнет его в тотальной попсовости и примитивизме. Потому что да - по сути это тоже попса, но настолько мастерски и нестандартно разыгранная, что даже с другими нолановскими лентами ее в один ряд не поставишь. А тем более с другими триллерами / боевиками про потерю памяти. Слишком уж виртуозно обошел их на повороте Кристофер, при этом удержавшись четко в рамках кино для массового зрителя, без заносов в сюрреализм и прочий авангардизм.