Найти тему

Психология материнства: факторы стресса и источники ресурса

Оглавление

Автор

День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября, в 2021 году — 28 ноября. «Психологическая газета» поздравляет с этим днем всех мам, в том числе и будущих, и желает здоровья, сил, спокойствия и хорошего настроения!

Путь материнства не всегда прост, наполнен не только радостью, но и тревогами. О том, как стресс во время беременности влияет на женщину и ребенка, как справиться с тревожными состояниями и в чем заключается ресурс материнства, рассказала Мария Блох, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Психотерапия» Восточно-Европейского института психоанализа, доцент кафедры клинической психологии Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, психотерапевт Научно-исследовательского института акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта, преподаватель Института практической психологии «Иматон». Мастер-класс «Уязвимость и сила материнской любви» состоялся в рамках 14-го Санкт-Петербургского саммита психологов.

Во время беременности меняется психическое состояние женщины и её восприятие стрессовых ситуаций, оценивание субъективно переживаемых ею эмоций. Один из принципов перинатальной психотерапии — учет психологических особенностей беременной женщины, её повышенной чувствительности, мнительности, ипохондрии, что связано с гормональными изменениями, формированием гестационной доминанты, а также с её отношением к беременности, оценкой собственных ресурсов и внешних условий.

В условиях пандемии специалисты, работая с беременными женщинами, сталкиваются с целым комплексов негативных переживаний:

  • страх заболеть;
  • страх тератогенного влияния вируса;
  • страх за здоровье близких;
  • сложность регулярного наблюдения у специалистов;
  • переживания, связанные с изменением планов на роды.

Женские особи всех биологических видов менее устойчивы к действию стрессогенных факторов. Однако если изменения происходят плавно или они невелики, женщины превосходят мужчин в пластичности.

После стрессорного воздействия женщинам требуется больше времени, чем мужчинам, для того чтобы снизились до исходного уровня секреция кортизола и другие физиологические параметры.

При стрессе у женщин наибольшие изменения отмечаются в лимбической системе (генерация эмоций), а у мужчин — в коре больших полушарий головного мозга (принятие решений). Тип смещенной активности также имеет половые различия. Женщины значительно чаще, чем мужчины, демонстрируют реакцию замирания.

Невозможность приспособиться к воздействию, избежать его, избавиться от него, а также предсказать его начало или конец делает стресс хроническим, неконтролируемым. Фактор контролируемости является чисто психологическим и часто даже субъективным. Неконтролируемые воздействия вызывают нарушения всех трех функций: когнитивной, аффективной и моторной. Результатом становится выученная беспомощность. Длительное нахождение в состоянии хронического стресса приводит не к тревожной, а уже к тревожно-депрессивной симптоматике.

Стресс на ранних сроках беременности может привести к её потере. Также неадекватные механизмы реакции на стресс — одна из причин плацентарной недостаточности. Беременные женщины, переживающие стресс и имеющие депрессивную симптоматику более уязвимы для осложнений инфекционных заболеваний, риска развития позднего гестоза. Гестоз, в свою очередь, связан с пятикратным возрастанием риска младенческой смертности, увеличением риска неблагоприятного исхода родов, угнетением центральной нервной системы новорожденного.

Чем у женщины более выражены симптомы депрессии, тревожности и стресса, тем выше риск преждевременности родов, рождения ребенка с низкой массой тела или затяжных родов и применения экстренного кесарева сечения. Депрессия и высокая тревога в период беременности являются значимым предиктором послеродовой депрессии.

Влияние неблагоприятных факторов во время беременности вызывает «адаптивный ответ» как у беременной женщины, так и у плода, что имеет различные отдаленные последствия, персистирующие в течение всей дальнейшей жизни ребенка.

Последствия этого «адаптивного ответа» оказывают влияние на:

  • формирование полового поведения,
  • репродуктивные функции,
  • стресс-реактивность,
  • метаболизм,
  • состояние иммунитета,
  • расстройства адаптации у детей, проявляющиеся в гиперактивности и повышенном беспокойстве,
  • психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте,
  • успеваемость детей в 5 и 6 лет,
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей 7 лет,
  • «трудного темпераментом» младенца (возбудимость, раздражительность, проблемы поведения),
  • эмоциональные и поведенческие проблемы у детей дошкольного и младшего школьного возраста,
  • интеллектуальное развитие у подростков.

Эмоциональное состояние матери продолжает влиять на ребенка и после родов, в особенности первые три года его жизни, в тот период, когда выстраивается базовая структура личности. Эмоциональное состояние матери оказывает влияние на её способность:

  • эффективно взаимодействовать с ребенком,
  • воспринимать, интерпретировать и регулировать эмоции ребенка,
  • чувствовать удовольствие от процесса родительства,
  • формировать надежную привязанность,
  • управлять поведением ребенка.

Материнское отношение — комплекс поведенческих, когнитивных, эмоциональных компонентов, которые в совокупности проявляются как отношение женщины к ребенку и являются частью системы отношений женщины.

Отношение к беременности и материнству определяет не только её эмоциональное состояние, но и способы совладания со стрессом.

Выраженная тревога, неуверенность в себе и недовольство беременностью и материнством сочетаются с отклонением от адекватного типа материнского отношения.

Более негативное отношение к беременности и будущему ребенку отмечается у женщин с такими личностными характеристиками, как фрустрированность, гипотимия, тревожность, возбудимость и доминантность.

Где матери найти ресурс, силу, которая поможет ей справиться с тревожными состояниями, профилактировать выученную беспомощность и возможные последствия для своего ребенка?

Материнство может само по себе выступать как ресурс. Признание женщины-матери как центра Вселенной. Во время беременности — ощущение причастности и необходимости для формирования нового человека.

Материнство как ресурс:

  • уважение другого Я,
  • ценность настоящего,
  • умение расставлять приоритеты,
  • трансформация личности,
  • расширение нарциссического Я,
  • постоянное творчество,
  • удовольствие от дарения.

Еще одним способом совладания с хроническим стрессом может выступать субъективный контроль. Это простые вещи, которые, однако, зачастую нуждаются в проговаривании:

  • режим сна-бодрствования,
  • расписание дня,
  • освоение и тренировка способов поведения, способствующих достижению и сохранению желаемого состояния,
  • ритуалы,
  • гаптономия,
  • смещенная активность (в т.ч. груминг).

Способы регуляции эмоционального состояния:

  1. Аутотренинг: самотренировка достижения и сохранения желаемого состояния
  • регуляция дыхания,
  • регуляция темпа речи, движения,
  • снятие напряжения в теле,
  1. Медитация: приведение психики в состояние самоуглубленности, сосредоточенности
  • визуализация образов, способствующих достижению желаемого состояния,
  • сосредоточение на представлениях ситуаций, способствующих достижению желаемых состояний,
  • сосредоточение на чувственных переживаниях, способствующих достижению желаемых состояний.

При использовании аутотренинга с беременными женщинами специалисту следует учитывать определенную специфику этого метода. Если вы не работали с этой женщиной ранее, не знаете её хорошо, то не стоит давать никаких визуализаций, необходимо использовать аутогенные тренировки без использования образов, поскольку они могут вызвать слишком сильную эмоциональную реакцию.

  1. Изменение содержания сознания:
  • переключение внимания на другие виды деятельности, предметы окружающей обстановки,
  • диссоциация: отделение на основе самонаблюдения состояний организма, вызванных эмоциями от содержания своих переживаний.
  1. Позитивное внушение или самовнушение:
  • целенаправленное создание и удержание зрительных образов и чувственных переживаний,
  • приемы нейролингвистического программирования.

Также с точки зрения ресурса является важной социальная поддержка. Репродуктивная функция всегда осуществляется во взаимодействии с другим: вначале во взаимодействии с партнером, затем — во взаимодействии с ребенком. Социальная поддержка, взаимодействие со значимыми людьми могут являться для женщины ресурсом, а их недостаток — предиктором возможных нарушений. У женщин, которые оценивают свою социальную поддержку как низкую или среднюю, чаще наблюдаются осложнения беременности, сниженный вес ребенка, признаки ПТСР, тревожно-депрессивные расстройства. Для женщины важна социальная аутоидентификация — ощущение принадлежности к определенному кругу, например, кругу молодых мам.

Полное видео мастер-класса Марии Блох:

Блох Мария Евгеньевна

кандидат медицинских наук. Перинатальный психолог, психотерапевт, сексолог, психоаналитик. Доцент кафедры «Психотерапия» Восточно-Европейского института психоанализа. Доцент кафедры клинической психологии Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга. Психотерапевт Научно-исследовательского института акушерства, гинекологии и репрудоктологии им. Д.О. Отта. Преподаватель Института практической психологии «Иматон» Член РПО, ОППЛ, Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины.
Санкт-Петербург

Материалы по теме

Ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогической деятельности отца

17.10.2021

Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?

09.04.2020

Другая арт-терапия. Темы и адреса Фестиваля

21.11.2018

Семейная психология. Ребёнок в пространстве жизни отца

22.05.2018

Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ

20.11.2021

Синдром отчуждения родителя: взгляд эксперта

15.11.2021

Из опыта педагога-психолога: «Современные формы работы с родителями детей с ОВЗ»

14.11.2021

Интеллектуальная недостаточность как причина социальных девиаций подростков

08.11.2021

О безопасности подростков

07.11.2021

8 игр, чтобы вырастить эмоционально сильных детей

04.11.2021

Родитель как сверхзначимый Другой в смысловой системе взрослого человека

30.10.2021

Как родителям получить бесплатную психологическую помощь

22.10.2021