Найти тему
Порцелиновый фан

Легендарная "Сирень". Дулёво.

Эта статья не будет столь объёмной, как предыдущая, в которой я поведал о судьбе интереснейшего фарфорового завода "Пролетарий" (см. здесь https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/farfor-kotorogo-net-zavod-proletarii-619fa7fb068f4d13b7827217), начиная с возобновления работы предприятия по окончании Гражданской войны именно под этим новым (тогда!) именем, и до горького трагического финала. Там было много чего показать, и много о чём рассказать. А нынешняя статья посвящается всего лишь одному сервизу - но! - легендарному чайному сервизу "Сирень" на не менее легендарной форме "Тюльпан".

Когда я только начал собирать фарфор, я не мог понять, почему этот сервиз так дорого ценится даже на интернет-барахолках? Я прекрасно помнил, что это практически ширпотреб, который за свою жизнь я встречал во многих домах. А потом ко мне стала возвращаться память (как в том анекдоте про Петьку с Чапаевым!)...

Я вспомнил, как в семидесятые мы ходили в гости, как посидели за столом, а потом всей гурьбой, совместно с хозяевами пошли размяться. А райончик был так себе - Текстильщики. И из интересного, на что можно было поглазеть, как сейчас говорят, в шаговой доступности, был один магазинчик-"аквариум" при девятиэтажке (нет, с нашим огромным Первомайским универмагом не сравнить!) с отделом посуды. Я потом долго и настойчиво просил объяснить мать, почему два практически одинаковых сервиза так по-разному стоят. А были там в продаже два сервиза "Сирень". У одного рисунок на чашках был только снаружи, а у другого - снаружи и изнутри. Остальные три предмета (чайник-сахарница-молочник) были одинаковыми, и изнутри у них никакого рисунка не было. И блюдца были одинаковыми. А цена разнилась в два раза!!! В Советское время, где цена формировалась из себестоимости плюс стандартная торговая наценка!!! Моя цепкая математическая память ребёнка не могла ухватить суть. Я спросил, что это за раскраска такая. Мать ответила, что это деколь - переводная картинка. Я знал, что такое переводная картинка - они продавались тогда в любом отделе игрушек. "Итак, - приставал я, - есть пятнадцать предметов. Двойная деколь только на шести чашках - правильно?" "Правильно." - Подтвердила мать. "Тогда, - распалялся я, как и должен распаляться первоклашка, решивший арифметическую задачку, но у которого вдруг ответ не совпал с искомым, - для того, чтобы сервиз стоил в два раза дороже, у него должны быть двенадцать блюдец, два чайника, две сахарницы, два молочника, шесть чашек с двойной картинкой и шесть чашек вообще без картинок. Правильно?" Но мать сказала, что так иногда бывает, - что нечто стоит тех денег, какие за него покупатель готов отдать. И к расчёту себестоимости это никакого отношения не имеет. "Но это же несправедливо!" - вскричал я. И тут мать только развела руками - мою логическую арифметику сразила её экономика, и здравый смысл счетовода отступил перед экономической целесообразностью. Кстати, пришла мысль, что сервиз без деколи внутри чашек тогда мог быть и несортным, с брачком, поэтому была такая разница в цене (но уже и не узнать теперь).

И вот вспомнив всё это, сопоставив, поковырявшись в истории, я понял наконец, почему именно этот сервиз (с двойной деколью у чашек) превратился в Легенду.

Представьте - 1956-й год. Представили? Если вы люди очень молодые, я понимаю, вы вряд ли можете представить даже восьмидесятые или девяностые годы, поэтому немного истории. Три года назад умер Сталин. При Сталине выпускался интереснейший фарфор, сложный, с крытьём и ручной росписью, практически это было второе пришествие АР-ДЕКО в новых формах (со сложной росписью 1930-х годов). Отдельная история - это пафосный помпезный фарфор стиля СТАЛИНСКИЙ АМПИР, который сформировался сразу после войны, и был отражением в фарфоре Победы в ВОВ (Да, так было! О СТАЛИНСКОМ АМПИРЕ см. здесь https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/stalinskii-ampir-v-farfore-kak-on-vygliadit-i-otkuda-nogi-rastut-618a3f2a4f71495df5eae464). И всё это рухнуло с наступлением "Новых времён". Было выдвинуто и оформлено Постановлением № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" категорическое требование сокращения трудозатрат (сначала - в архитектуре, потом - практически на любом производстве) за счёт труда художников, дизайнеров и скульпторов. Представляете? Как отказаться от труда художников при росписи фарфоровых изделий? Но умудрялись! Взоры дизайнеров обратились к МИНИМАЛИЗМУ (или NEW STYLE, или ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМУ) - стилю, который царствовал тогда в Европе. Стиль интереснейший в своих лучших работах, когда и форма, и оформление представляют из себя единое целое. Но не все потребители в СССР желали иметь минимализм у себя в квартирах, были и те, кто готов был переплачивать за "красоту". Кавычки тут при том, что, как известно, на вкус и на цвет товарищей нет.

И вот в год, когда страну захватил новый стиль (в котором прямые, не абстрактные изображения, особенно навязших в зубах "цветочков", не приветствовались), в Дулеве был выпущен сервиз с чашками, расписанными не только снаружи, но и изнутри ветками сирени - крупный рисунок (кто там разбирается - деколь - не деколь!), да с подрисовкой, да с богатой позолотой! Это было откровенное, показное мещанство, с которым боролись во всё время Советской власти, со всеми его атрибутами: цветочки-лепесточки, позолота да плюс рисунок внутри чашек, прямо намекающий на то, что из чашек не пьют - их выставляют в доме "для красоты" - на зависть гостям. Я не знаю, как в те времена ТАКОЙ сервиз "пропустили". Фигурально выражаясь, его можно назвать цветком, пробившим асфальт. Сейчас я перехожу к чистым предположениям (и очень надеюсь на комментарии тех людей, которые подтвердят или опровергнут мои догадки - так мы вместе скорее доберёмся до истины). Возможно, дулёвцы убедили начальство, что с таким сервизом они завоюют внешние рынки. Но скорее всего, сказался вкус жён больших начальников, желавших видеть у себя дома что-то подобное. Потому что сервиз с цветочками - откровенно женский. И кроме того, деколь "Сирень" для Советского фарфора была привычной, как говорится, на глазу - с девятнадцатого века она перешла в век двадцатый практически в неизменном состоянии. И конечно, "излишество" сервиза в чашках - это был главный конёк непреходящего спроса. Приблизительно такой же ажиотаж в те же годы, только среди жён военачальников вызвал БАРОЧНЫЙ сервиз немецкой фирмы Oscar Schlegelmilch из ГДР, ажиотаж, который уже в восьмидесятые выродился в полное сумасшествие и клоунаду (об этом см. здесь https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/strasti-po-madonne-617106c46b613015562e31c1).

Спрос на сервиз среди домохозяек "с достатком" был стойким все шестидесятые годы вплоть до начала семидесятых годов. Мне не встречались предметы такого сервиза позднее 1969-го. На интернет-барахолках больше всего клейм с годами с 1966 по 1968. Но в девяностые\нулевые сервиз "возродился": правда, он утратил старую деколь (и сильно подешевел при этом!). На новом рисунке цветы крупные и в более ярких тонах, так что различить новые сервизы не составляет труда.

Прошли года, и сервиз "Сирень" (именно из-за своего исторического шлейфа) стал вызывать неподдельный интерес у собирателей. Конечно, ценятся клейма ранних годов. Клейма 1956-57-го гг. я видел только на снимках в интернете. Лично у меня есть (неполный) сервиз с клеймом 1958-го года, что тоже совсем не плохо. Друзья, если вы заметили, я специально в своих статьях нигде не касаюсь цен: цены на рынке - это игра, они могут скакать туда-сюда, могут меняться. Поэтому, пожалуйста, вопросов о цене, как и вопросов, чтобы я посоветовал вам купить\продать, не задавайте: такие вопросы решать вам и только вам!

Теперь несколько слов о "легендарности". Настоящими легендарными сервизы становятся только тогда (не устану повторять!), когда форма и роспись идеально гармонируют друг с другом, более того, составляют как бы единое целое. Сколько раз встречалась ситуация, когда сервиз ничем не выдающейся формы именно в конкретной росписи становился легендой, а та же роспись на сервизах иной формы никакого впечатления на покупателя не оставляла. И наоборот: любая иная роспись на данной, казалось бы, интересной форме казалась кошмаром в ночи! В этом смысле дулёвской форме "Тюльпан" неимоверно "повезло": к ней подходит практически любая роспись, кроме откровенной халтуры. Просто перечислить все сервизы, выполненные на форме "Тюльпан" - и двух, и трёх таких статей не хватит. Сервизов на форме "Тюльпан, ставшими легендарными, найдётся больше десятка точно. И лишь один из них - не с ручной росписью, а с деколью, и это "Сирень"! Теперь галерея.

А вот и "апокриф" - чашки дулёвского сервиза "Сирень" на форме "Тюльпан" с деколью только снаружи, без внутренней деколи. Год на клейме - 1961-й. Такие чашки не интересны собирателям...

P.S. И кстати, столовый сервиз с росписью "Сирень", выпущенный дулёвцами, не вызвал в обществе ажиотажа (просто для ясности и понимания, какому конкретно сервизу посвящена данная статья).

Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. О фарфоре выходят только статьи. Все посты - мой отклик на актуальные новости, т.е. публицистика. Спасибо!