Судьба завода "Пролетарий" во многом сходна с судьбой завода в Песочном (почитать можно здесь https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/pesochnoe-farfor-kotoryi-my-poteriali-619d06b744ec73782cfbff2a). Но и разница, конечно, присутствует, и существенная. Собственно завод в Бронницах (о нём сейчас речь), так же, как и два других фарфоровых завода близ Новгорода Великого были основаны (или выкуплены) в конце XIX-го века предпринимателем И.Е. Кузнецовым, двоюродным братом короля российского фарфора М.С. Кузнецова. В данной статье я не буду касаться времени дореволюционного - о чудесной фееричной посуде, эталонной для стиля РУССКАЯ ЭКЛЕКТИКА, выпускавшейся на всех этих трёх заводах, у меня обязательно выйдут отдельные статьи.
Сразу после Революции 1917-го года предприятия были национализированы, каждому дали новое название, а по окончании Гражданской войны, когда была объявлена Новая Экономическая Политика (НЭП), предприятия вновь заработали, влившись в единый трест - НГФ (Новгородский губернский фарфор). Такое вот клеймо ставили на всех изделиях треста, часто без упоминания названия места производства, так что определить принадлежность посуды с подобным клеймом конкретному предприятию иногда бывает довольно затруднительно (только по форме). НГФ просуществовал недолго, с 1923-го по 1926гг., поэтому сейчас посуда с таким клеймом - антикварная редкость. Завод в Бронницах стал называться "Пролетарий". Новых форм на предприятии практически не создавали, пользовались "старыми", проверенными кузнецовскими формами. Были проблемы с сырьём (характерные для всех трёх предприятий), поскольку качество местного сырья сильно уступало завозному, на котором прежде работали (особенно касается фарфоровых масс т.н. костяного фарфора), а также с новой, соответствующей времени, росписью. Отсюда упрощение. Но получались и вот такие несомненные шедевры - повторы эпохи РУССКОЙ ЭКЛЕКТИКИ, которыми радовало потребителей предприятие в первой половине 1920-х годов.
А вот типичный пример того, как люди, не интересующиеся в обыденной жизни фарфором, подчас неадекватно оценивают своё "богатство". Когда несколько лет назад я был приглашён в гости к дальней родне, на стол были выставлены тарелки с клеймом "НГФ". Я, конечно, был тронут (приятно, чёрт побери, когда званого гостя так встречают!), но всё же заметил, что такая сервировка слишком шикарна, поскольку вещицы музейные. "Да? И сколько же за них можно выручить?" - был вопрос. Я сказал, что вплоть до тысячи рублей за тарелку. Ответом было разочарованное "У-у-у..." Видно было, что хозяевам, с одной стороны, приятно, что их вещи относят к музейным экспонатам, с другой стороны, только что обрушившееся на них счастье оказалось стоимостью не в миллионы, а в тысячи, и даже не в долларах, а в рублях! Впрочем, посидели мы тогда душевно.
С 1927-го года на изделия ставилось стандартизованное для всех фарфоровых заводов РСФСР клеймо в виде серпа и молота. До сих пор многие продавцы называют предметы с таким клеймом "ранние Советы". Друзья, времена с 1927-й по 1930-й гг. - это далеко не "ранние Советы", Советам уже 10 (и более) лет! Время для завода неоднозначное. С одной стороны, продолжается эксплуатация старых кузнецовских форм, с другой, упрощается производство, происходит постепенная замена сложной формы сдвоенных "кузнецовских" ручек у предметов на стандартные, привычные глазу. Наконец-то выходят сервизы с новой (тогда) формой в стиле АР-ДЕКО. Экономят краску на предметах ширпотреба, и одновременно, подарочную, сувенирную посуду расписывают подчас вручную в сложном, технологическом, не предполагающим такого количества ручного труда стиле АР-ДЕКО.
Поскольку на заводах бывшего кластера И.Е. Кузнецова были сильны традиции (тем более что персонал, формы, отработанные технологические цепочки остались прежними), вплоть до ВОВ (а в некоторых отношениях и дольше - до середины пятидесятых годов!) кузнецовское влияние было явным. К примеру, на "Пролетарии" все двадцатые годы выпускались полюбившиеся публике сервизы в стиле ШИНУАЗРИ (слово пришло из Франции, означает подражание китайскому фарфору в форме и в росписи). Вот пример предметов в подобной росписи с клеймом "серп и молот".
А вот предметы "простого" ширпотребного сервиза с минимальной росписью (однако, что называется, отводка золотом!) на совсем не простой форме, от которой (особенно от ручек!) просто веет "кузнецовщиной!
К вопросу о том, почему на советских предприятиях так много было ручной росписи, от которой (западные) иностранцы до сих пор приходят в восторг и чуть не в обморок падают. Всё очень просто, и одновременно, и грустно, и радостно. Большинство старых дореволюционных фарфоровых заводов все годы Советской власти эксплуатировало то оборудование, что им досталось от прежних хозяев. Новое ставилось на вновь открывающиеся предприятия, зачастую - в другие республики СССР, чей уровень жизни либо нужно было подымать до "среднего" (касается национальных республик РСФСР, а также Средней Азии и Западной Украины), либо поддерживать сверхвысокий (в сравнении с РСФСР) уровень жизни - как "визитную карточку" СССР (республики Прибалтики, Грузия). Повезло предприятиям близ обеих столиц, особенно ЛФЗ. А вот провинциальные заводы с технологической точки зрения важное начальство держало на голодном пайке. Естественное стремление очень многих славных заводов соответствовать времени в итоге наталкивалось на технологический тупик. Выручал, как и до революции, ручной труд. Таким был завод в Песочном, такими были и заводы под Новгородом.
Тридцатые годы в фарфоре "Пролетария" ознаменовались попытками "скрестить ужа с ежом", т.е. при значительном упрощении формы и росписи видно и стремление оставить некую "особость" и сложность. И вот что из этого получилось...
Великолепные сервизы завода "Пролетарий" образца конца 1930-х годов.
В годы войны вся местность, где находились бывшие предприятия И.Е. Кузнецова, оказались в оккупации. Завод "Коминтерн" (бывший "На Волхове") при отступлении Советских войск был взорван в пыль, так что после войны восстанавливать было нечего. Производство на двух других заводах ("Пролетарий" в Бронницах и "Красный фарфорист" в Грузино) в короткий срок было восстановлено. Хотя и было тяжело, и эта общее напряжение страны отражалось и на изделиях. Наверняка многие (и самые интересные) формы с завода были либо украдены либо разрушены во время боевых действий. Совершенно точно остались узнаваемые кузнецовские ещё формы под элементы столового сервиза, включая супницу и соусники. С той формой завод прошёл через пятидесятые, шагнув в шестидесятые годы. Фарфор стал грубее, качество фарфора снизилось, появились вздутия и наплывы. Это могло произойти как из-за некачественного материала, поставляемого на завод (или неправильных пропорций в смеси, учитывая что, очень возможно, многих профессионалов своего дела просто не осталось в живых), так и из-за несоблюдения условий сушки и обжига. Напомню: новое оборудования на российские предприятия зачастую не поставлялось - уходило в "помощь" "братским республикам".
Как видно, многие навыки были растеряны, после войны предприятие переживало не самый простой период. Вот, наверное, одна из последних авторских работ, где видна и новизна, и следование традициям. Клеймо "ЗП" (Завод "Пролетарий"). Новгород. - 1953-57гг.
Как ни странно, новое дыхание для предприятия дали хрущёвские времена. Но они же и покончили с самобытностью завода. Вот примеры форм и росписей начала 1960-х гг. От кузнецовских традиций не осталось и следа.
А вот совершенно новое время, наступившее для "Пролетария". Начало и середина шестидесятых. Появились формы, в которых нет и намёка на прежние традиции и пропорции. Подобные формы скорее характерны для некоторых дулёвских сервизов тех же лет, или, допустим, для фарфора украинского "Полонне". Как из ниоткуда вдруг возник приличного качества фарфор. Впрочем, ничего необычного - в СССР часто эффективно работающим предприятиям "добровольно-принудительно" предлагали оказывать шефскую помощь "отстающим" и новоиспечённым заводам. Или же во главе завода или главным художником стал выходец из Дулёво? Очень надеюсь на комментарии людей, знающих завод не понаслышке. Вот примеры.
А вот сервиз с клеймом "ПЗ", но уже новой концепции, характерной для конца шестидесятых годов и позднее... Опять-таки, совершенно новая роспись - в основном, цветочная, широкими крупными мазками, словно скопированная с дулёвских "агашек". Фарфор белоснежный высочайшего качества.
Резкая черта для завода - это 1967-ой год. С этого года у предприятия новое клеймо в виде челна под парусником. С этим клеймом выпущено сразу несколько совершенно новых сервизов достаточно технологической формы с плоскостями, удачно приспособленными под шелкографию или крупный рисунок кистью от руки. Просто какой-то дулёвский филиал! Но всё это были сервизы подарочные (см. галерею ниже). Ширпотребные же сервизы были той же формы, но рисунок на предметах был нанесён методом шелкографии или деколью, и поэтому, в целом, ширпотреб не смотрелся, соответственно, не представлял особого интереса для покупателя.
Вот сервизы 1970-х гг.
А вот кофейный сервиз формы конца шестидесятых белоснежного фарфора в очень интересной росписи, не уступающей лучшим концептуальным сервизам ЛФЗ!
Такой набор, даже и без чайных пар смотрится весьма достойно...
А вот у этого подарочного сервиза конца 1980-х годов в росписи наконец-то чувствуются отголоски былого величия! Давайте полюбуемся...
Кажется, что завод обновился, у него открылось второе дыхание, он снова в хорошей боевой форме, у его продукции прекрасные перспективы! И тут...
Развал СССР. Это обрыв экономических связей, резкое падение уровня жизни, нестабильность, которая ударило по здоровью людей, и это видно по статистике смертности "до" и "после". Как и все фарфоровые предприятия, в девяностые завод как-то выживал. Подкосило всё фарфоровое производство России кризис 2008-го года (но "Пролетарий" закрыли ещё раньше - как уточнила в комментариях бывший художник завода - в 1996-м году), и конечно, в гораздо большей степени, РУСОФОБСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВЛАСТЕЙ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВАЛ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ РАДИ ПРИБЫЛЕЙ МОНСТРОВ-МОНОПОЛИСТОВ, ВЫВОЗЯЩИХ СЫРЬЁ НА ПРОДАЖУ ЗА РУБЕЖ. "Открытые двери" (без пошлины или с минимальной пошлиной) на границе для товаров-конкурентов из других стран, неподъёмное повышение тарифов для такой энергоёмкой отрасли, какой является фарфоровое производство, сгубило не только завод "Пролетарий", но практически всё фарфоровое производство страны. Россия, которая экспортирует энергию, оказалась неспособно поддержать якобы "убыточную" отрасль, а вот Китай, который покупает у России энергетические ресурсы, такие как нефть, газ и уголь, почему-то вдруг оказался в невероятной прибыли, заполонив своими совсем не убыточными фарфоровыми вещицами российский рынок как только, благодаря "мудрости" российских властителей, страна вступила в ВТО всеми двумя ногами и двумя руками (позабыв, что прежде нужно хотя бы протрезветь и реально, а не с голоса пропагандистов-горлопанов "подняться с колен").
Жду откликов, особенно от тех, кто может что-то добавить в интересную историю завода "Пролетарий".
Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.